Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Алкоголь в тени

Алкоголь в тени

08.06.2009
0

Краевое правительство намерено подчистить алкогольный рынок от контрафакта

Грянувший в конце прошлого года экономический кризис сильно ударил по и без того непрочным позициям местных производителей ликероводочной продукции - по итогам первого квартала 2009 года объемы производства водки в Красноярском крае упали примерно на 54 %.

Привлекательность серого

Алкоголь в тени

Связано это в первую очередь со снижением объемов производства у основного местного игрока этого рынка - «Шушенской марки», которая занимает около 20 % красноярского рынка продаж и примерно 90 % - производства. По данным Енисейской алкогольной ассоциации, если за январь-февраль прошлого года «Шушенская марка» выпустила примерно 93 тысячи декалитров, то за тот же период этого года объем производства едва превысил 35 тысяч декалитров.

- Такое падение связано с возникшими у компании и у отрасли в целом проблемами с оборотными средствами, - рассказывал еще в начале апреля президент Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин. - Сегодня банки практически прекратили финансирование водочных заводов из-за нехватки у тех залогового обеспечения по кредитам.

Однако к концу первого квартала ситуацию удалось несколько выправить, сократив тем самым возникший разрыв между прошлым и этим годом. Положительная тенденция сохранилась и в апреле-мае. Вообще же по итогам пяти месяцев текущего года в крае было произведено 125 тысяч дал водки, из которых на долю «Шушенской марки» пришлось около 104 тысяч.

Положительные результаты показывают и другие производители алкогольной продукции нашего края. «Ярич», который в этом году уже показал рост производства за январь-февраль до 7 тысяч декалитров против 2 тысяч за первые два месяца прошлого года, продолжил бить рекорды и дальше, выйдя на объем в 15 тысяч дал, как и планировал еще в феврале.

Снижение производства крепких алкогольных напитков в крае в начале года вызвало массу разговоров относительно возможного увеличения доли контрафактной продукции на рынке региона. К тому же уже в конце 2008 года отмечали всплеск попыток проникновения на рынок нелегальной и некачественной водки.

- В этот период действительно многие заводы, столкнувшись с проблемами финансирования, начали уходить в производство контрафакта, стремясь повысить маржу, которая по нелегальной водке доходит до 400 %, - говорит Анохин, - однако нам удалось сдержать натиск и не допустить эту продукцию на рынок. За 2008 год рынок края недосчитался более 800 тысяч бутылок контрафактной и некачественной водки по сравнению с прошлым годом.

Ценовая загадка

Несмотря на оптимизм президента Енисейской алкогольной ассоциации, праздновать полную победу пока рано. Сегодня ситуация обострилась настолько, что привлекла к себе внимание членов совета безопасности края, очередное заседание которого прошло на минувшей неделе. Оно было посвящено выработке экономических мер по преодолению сегодняшнего положения.

Столь высокое внимание к водочному сегменту алкогольного рынка вполне объяснимо, ведь из 5,5 млн декалитров легальной алкогольной продукции, выпитых в крае в 2008 году, большая часть - более 3 млн дал - пришлась именно на водку. При этом на долю местных производителей водки - лишь 20 % этого объема.

Вернемся, однако, к качеству продукции. Дело в том, что сегодня уже не так остро стоит вопрос именно контрафакта. Даже когда речь идет о продукции, завозимой из так называемых проблемных регионов (Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Подмосковье).

- В крае действует достаточно жесткая система контроля входящей продукции, - рассказывает Анохин, - это привело к тому, что сегодня практически вся водка на наш рынок поступает с подлинной федеральной маркой, а значит, большей частью она качественная.

Однако при всем этом около 80 % водки из проблемных регионов поступает в край по цене 35-38 рублей за бутылку. Отметим, что цена бутылки складывается из акциза (38,2 рубля), налога на добавленную стоимость (12 рублей при минимальной ставке) и себестоимости производства собственно полулитра водки (14 рублей). И это еще без торговых наценок завода, оптовика и розничного продавца. Несложно заметить, что водка из проблемных регионов поступает на оптовый рынок по цене ниже акцизов.

К тому же, по данным Министерства финансов РФ, заводы Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, которых насчитывается 48 и 46 соответственно, дают в бюджет акцизных сборов в размере 1,3 млрд и 705 млн рублей. При этом в Красноярском крае с его тремя заводами акцизные сборы составляют чуть более 2 млрд рублей.

- Если проанализировать эти цифры и сопоставить их с имеющейся у нас оперативной информацией, - говорит Анохин, - становится понятно, что, по сути, и в Кабардино-Балкарии, и в Северной Осетии имеет место массовое уклонение от налогообложения, а значит, большая часть производимой там водки нелегальна.

Акцизный стимул

Помимо федеральной налоговой темы, в ситуации с водкой есть и тема региональная. Дело в том, что, заходя на местный рынок с заниженными ценами, водочные компании сильно подрывают позиции местных производителей. По данным Енисейской алкогольной ассоциации, это уже привело к тому, что в объемах продаж водки по краю кабардино-балкарская продукция в среднем занимает 30-35 % против 14-18 % местной (абсолютный рекордсмен - это северо-восточный округ - 53 % против 5,3 %).

При этом перед алкогольной промышленностью края сегодня стоит очень амбициозная задача - увеличить размер собираемых в бюджет края акцизов до 3 млрд рублей уже в 2010 году.

- Для того чтобы это осуществить, - говорит Анохин, - необходимо реализовать водки местных производителей вдвое больше, чем в прошлом году, нарастив долю местных производителей до 40 %.

Добиться таких результатов при сегодняшнем положении дел представляется весьма проблематичным, ведь, по сути, на государственном уровне практически отсутствуют механизмы противодействия нелегальному алкогольному рынку. А постоянный рост акциза на крепкий алкоголь еще больше подрывает позиции добросовестных игроков, обостряя ценовую конкуренцию.

- Постоянный рост акцизов и, как следствие, постоянный рост цен на водку все больше отодвигают население края от легальной продукции, оборачивая на дешевый контрафакт, - говорит генеральный директор «Шушенской марки» Виктор Иванов. - Сегодня важно как минимум заморозить акцизы, чтобы добросовестные производители могли за счет оборота восполнить свои потери.

Эксперты сходятся во мнении, что в идеале ставки акцизов должны быть снижены. В результате игроки выйдут из тени. Без снижения привлекательности теневого оборота алкоголя выиграть в этой схватке не удастся.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать