Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Градус изменений

Градус изменений

24.06.2009
0

Кризис заставит потребителей вновь полюбить водку

За последние несколько лет структура потребления алкоголя в крае достаточно сильно изменилась: доля водки упала, вин, наоборот, выросла. Эта тенденция существовала вплоть до конца прошлого года, однако кризис может вернуть рынок к его исходному состоянию.

Стабилизация

Градус измененийЗа последние пять лет рынок алкоголя в стране по объемам потребления стабилизировался, составив в 2008 году порядка 285 млн декалитров в год. Эксперты уверены, что именно в этих пределах производство легального алкоголя и будет оставаться на протяжении ближайшей пятилетки. Связано это не только с ограничениями, накладываемыми потребителем, но и с политикой государства, сильно сдерживающей развитие отечественного ликероводочного производства.

Изменения в портрете рынка могут быть связаны только с изменением структуры потребления и, соответственно, укреплением или ослаблением позиций производителей той или иной продукции.

За те же последние пять лет распределение ролей между алкоголем разных видов и так достаточно сильно изменилось. Уменьшение доли крепкого алкоголя, прирост по винной группе и снижение потребления слабоалкогольных напитков — вот основные вехи последнего времени. Причем основное снижение в группе крепких напитков коснулось водки, которая в объеме потребления по отношению к 2005 году стала занимать на 7,13% меньше. По другим же крепким напиткам, наоборот, отмечался хоть и невысокий, но прирост.

Не обошла эта тенденция и Красноярский край, рынок которого традиционно был водочным. В 2008 году в крае было продано свыше 5,5 млн дал алкогольных напитков, 54% из которых пришлись на водку.

Однако роль остальных напитков в структуре потребления изменилась. По оценкам специалистов «Енисейской алкогольной ассоциации», в течение 2008 года в крае увеличилось потребление вин и коньяков. По остальным же группам продукции ситуация стабильна.

Винный фокус

Как уже отмечалось, наибольший прирост в потреблении в 2008 году пришелся на вина. Но если по всей стране рост этого сегмента обеспечивался за счет дешевых вин и винных напитков, то в крае ситуация несколько отличалась.

- Основной прирост нашего винного рынка пришелся на вина среднего и более высокого ценового диапазона, — говорит генеральный директор компании «Троя» (лидер красноярского оптового рынка алкоголя) Юрий Шимохин. — Это связано прежде всего с ростом благосостояния населения. Люди, имея больший доход, пробовали более качественные продукты и начинали отдавать им предпочтение.

Основным лидером продаж в 2008 году стали российские вина, которые традиционно пользуются самым большим спросом. Вслед за ними идет продукция болгарских заводов, которая, по сути, заменила на рынке молдавские и грузинские вина, а потом уже испанские и итальянские напитки.

- Здесь надо понимать, — поясняет Шимохин, — что продукция российских винодельческих заводов обладает самым большим ценовым диапазоном (от 80 до 800 рублей), именно за счет этого и обеспечивается спрос на нее и, соответственно самые большие продажи в общем объеме рынка. Болгарские же вина — это продукция среднего ценового сегмента, в котором как раз она является лидером продаж, обходя даже российские вина.

Ход коньяком

Традиционно коньяк был далек от лидеров продаж, да и доля его в общем обороте рынка была невелика. Однако уже в 2008 году ситуация начала меняться, и по итогу года коньяк вышел на второе место по темпам прироста объемов потребления, которые, по оценкам «Трои», составили 12%. Сама же доля этого напитка в объеме продаж, по данным министерства промышленности и энергетики Красноярского края, увеличилась до 3%.

Такое поведение потребителя может быть обусловлено двумя факторами: все то же растущее благосостояние и появление на красноярском рынке линейки достаточно дешевых коньяков, способных поспорить с водкой за покупателя.

Правда, роль последнего фактора в росте потребления этого напитка может оказаться незначительной, ведь основной прирост происходил все-таки не по дешевым брендам, а по давно раскрученным и общеизвестным маркам, в том числе и российским («Московский», «Альянс» и т. п.).

- Такое положение дел дает все основания полагать, — говорит Шимохин, — что причина кроется в росте благосостояния и покупательской способности населения.

Спрос на другие крепкие напитки, такие как виски, джин, текила, ром, за весь 2008 год остался практически неизменным. Эксперты рынка связывают это с тем, что данные напитки — продукт весьма специфичный и дорогой, да и пользуется спросом у вполне определенной группы, численность и объемы которой практически не изменились.

Кризисный возврат

Вся положительная динамика по отдельным видам алкогольных товаров была практически сведена на нет в первом полугодии кризисного 2009 года. По сути, основной движущей силой изменений структуры потребления был рост благосостояния и покупательской способности потребителя, которая с наступлением кризиса начала сильно падать.

- Алкогольный рынок тесно связан с экономикой страны в целом, — говорит Юрий Шимохин. — Когда большинство предприятий начали сокращать персонал, переводить его на неполный рабочий день, уменьшать зарплаты — это очень быстро отразилось на состоянии нашего рынка.

Тенденция к росту потребления напитков, отличных от водки, сменилась новым трендом — возвращением к этому продукту. По итогу первых шести месяцев этого года уже было отмечено смещение фокуса спроса.

- Водка — это напиток кризисного периода, — говорит консультант генерального директора алкогольной компании «Стэлс» Виталий Степанов. — По соотношению цена — градус она является оптимальной, поэтому неудивительно, что потребитель сегодня отдает ей предпочтение.

Есть и еще один фактор, который может еще сильнее сдвинуть чашу весов в пользу исконно русского напитка — рост цен на зарубежную продукцию и изменение политики самих иностранных производителей.

- Сегодня большая их часть, — рассказывает Степанов, — отказывается работать иначе как по предоплате. Подобная схема в условиях дефицита оборотных средств и отсутствия доступа к кредитным ресурсам оказывается совершенно невозможной для большинства российских оптовиков.

Получается, что уже в ближайшее время импортный алкоголь может исчезнуть с прилавков магазинов, а заполнить освободившуюся нишу отечественной продукцией сегодня вряд ли получится. В такой ситуации распределение долей в структуре потребления алкоголя в крае снова сместится в сторону водки.

Динамика доли вида продукции в объеме алкогольного рынка страны в 2005—2008 годах:

продукция

Доля в 2005 г., %

Доля в 2007 г.,%

Доля в 2008 г.,%

Прирост в 2008 г. к 2005 г.,%

Прирост в 2008 г. к 2007 г.,%

Водка

44,06

41,77

36,93

-7,13

-4,84

Винная группа

32,84

37,18

37,24

+4,4

+0,06

Коньяк, бренди

2,38

3,57

4,72

+2,34

+1,15

КСН*

0,2

0,651

0,724

+0,524

+0,073

* Крепкие спиртные напитки, элитный алкоголь (виски, текила, абсент, джин, ром и т. п.).

Источник: центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра»

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать