Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Бонус за хлам

Бонус за хлам

29.06.2009
0

Водителям заплатят за металлолом?

Минприроды РФ предлагает ввести бонусы за утилизацию транспортных средств. 50 тысяч рублей обещают тому, кто избавится от своей машины по всем правилам. Правда, эти деньги можно будет потратить только на покупку новой отечественной машины.

Под пресс

Чиновники хотят избавиться от автокладбищМинистерство природных ресурсов и экологии уже подготовило соответствующие поправки в законодательство. Помимо поддержки отечественного автопрома чиновники преследуют еще одну цель. Они хотят усилить ответственность нерадивых автолюбителей, которые бросают свою машину после завершения процесса эксплуатации.

Ожидается, что признать автомобиль негодным станет гораздо проще, а снятие с учета в ГИБДД будет носить уведомительный характер. Сама утилизация станет соответствовать международным правилам — с авто снимают колеса, выливают все жидкости и пускают под пресс. При этом органы местного самоуправления смогут принимать решение о бесхозности транспортных средств.

Пока, правда, непонятно, в какие сроки будет введен новый техрегламент. Соответствующее поручение министерствам председатель правительства РФ Владимир Путин дал еще в конце марта. Актуальность проблемы утилизации повышается с каждым годом. Уже сегодня в стране более 48 % всех автомобилей старше 10 лет.

В России не получится

Несмотря на столь высокое распоряжение и почти готовые поправки, некоторые чиновники считают, что принимать их еще рано. В Минпромторге говорят, что идея еще слабо проработана в деталях. За основу решили взять немецкий опыт. В Германии после введения соответствующих поправок количество старых авто существенно уменьшилось. Более того, во всех странах уровень продаж новых машин падает, а в Германии в мае он вырос на 40 %. Правда, там и премии гораздо выше — 2,5 тыс. евро. Сегодня подобные правила действуют также во Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. При этом самые высокие расценки в Италии — 5 тыс. евро. Отметим, немецкая программа работает с января этого года. На ее реализацию выделено 3,5 млрд евро. Каждый день подается до 5—6 тыс. заявок на утилизацию. Немцы так рьяно подошли к этому вопросу, что закрывать программу планируют уже в сентябре этого года, хотя изначально рассчитывали на декабрь.

Вместе с тем не все эксперты считают, что России по силам совершить немецкий поворот. Высказываются мысли о том, что введение стандартов будет возможно не ранее чем через два года. Дело в том, что в России нет ни соответствующих подзаконных актов, ни самих предприятий по утилизации авто. Если в больших городах и найдется хотя бы один пресс для черного лома, то что делать людям из деревни? В России ежегодно выходит из строя 6—7 % автопарка — это примерно 2 млн автомобилей. Однако большая часть таких машин не утилизируется. Из них извлекают запчасти, которые еще можно продать, а кузов отправляют на свалку.

По расчетам экспертов, для создания полноценной инфраструктуры по утилизации авто нашей стране необходимо инвестировать в отрасль около 30 млрд рублей. В качестве варианта рассматривается вопрос о включении стоимости утилизации в цену новых автомобилей отечественного производства. Правда, сумма не уточняется, но очевидно, что она будет меньше 50 тыс. рублей. Эксперты не берутся предугадать, каким образом это повлияет на спрос на новенькие ВАЗы и ГАЗы. Среди самих автопроизводителей нет единого мнения на этот счет. На КамАЗе, например, считают, что сегодня закладывать стоимость утилизации в отпускную цену производителя не вполне корректно, потому как не хватает средств на само производство. На АвтоВАЗе вообще отказываются говорить о таком варианте развития событий.

Иван Смолин, председатель Ассоциации автовладельцев Красноярского края «КРОДА»:

- Считаю, это одно из немногих правильных решений, которые приняло правительство в последнее время относительно автомобильного мира. Правда, и тут есть некоторые опасения. Дело в том, что у нас страна выдумщиков. Государство делает вид, что контролирует нас, а население притворяется, что подчиняется.

Было бы интересно посмотреть через год после введения этого закона, сколько машин будет сдано повторно. Ведь в России, по сути, нет налаженной схемы промышленной утилизации.

Думаю, что введение стоимости утилизации в цену нового отечественного авто не поможет продавать больше машин или избавляться от старых. Дело в том, что цена сейчас регулируется спросом и потому искусственное повышение вряд ли приведет к положительным результатам.

Дмитрий Антипин, директор компании «Корона»:

- Для большинства автовладельцев такой сценарий будет выгодным. До сих пор около 40—50 % населения передвигается на отечественных машинах. Причем не самого нового образца. Сейчас у таких собственников только один вариант — сдать этот металлолом за 10—15 тысяч рублей. Естественно, 50 тысяч гораздо выгоднее. Так что сценарий правительства может сработать. Но не думаю, что идея включения стоимости утилизации в цену нового авто пройдет. По крайней мере, желаемого результата она не принесет и отечественный автопром не спасет. Для человека более реальным вариантом станет покупка иностранного нового или подержанного автомобиля.

Олег Тимофеев, директор компании «Сибирьвторцветмет»:

- В Красноярске немного прессов, которые способны утилизировать автомобили. Если, например, завтра примут этот закон и количество желающих утилизировать свою старую машину увеличится в разы, никакого коллапса не произойдет. Город справится уже имеющимися мощностями. Тут нужно учитывать, что для наладки этого процесса необходимо не только иметь соответствующее оборудование. Большое значение имеет подготовка к самой утилизации. Из авто необходимо удалить все жидкости, некоторые запчасти нужно снять. С ними отдельная история — их под пресс не положишь. Соответственно, в городе должна появиться еще одна профильная служба или компания. Опять же не думаю, что это вызовет какие-то сложности. Был бы спрос на эти услуги.

Василий Моргун, директор Федерального государственного учреждения «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации», депутат ЗС края:

- Это правильное решение. У населения все больше машин. К тому же они устаревают быстрее. Потому проблема утилизации автопарка актуальна. Честно сказать, по-моему, мы даже немного запоздали с этой инициативой. Еще лет пятнадцать назад в Голландии можно было за 700 гульденов сдать свой автомобиль в специализированную компанию и таким образом избавиться от него. Это нормальный элемент промышленной политики.

Некоторые говорят о том, чтобы стоимость утилизации была заложена в себестоимость самого авто. И это тоже правильная точка зрения. Тот, кто пугает потребителя ростом цен, просто вводит его в заблуждение. Помните, такие же версии выдвигались, когда начались разговоры о принятии международных стандартов качества по бензину. Одно с другим совершенно не связано. Техническое регулирование ведь играет большую роль, чем можно было подумать. Таким образом, мы не только избавляемся от старых авто, но и преследуем более глобальные цели. Этот цивилизованный способ утилизации и соответствие международным стандартам делают нашу продукцию более конкурентоспособной. Кроме того, введение стандартов приближает нас к вступлению в ВТО. К слову, вводить регламент по утилизации было бы логичным и в других отраслях. Например, при изготовлении пластиковой упаковки. На Западе уже давно вбивают в чек стоимость ее утилизации.

Вениамин Пушкарев, автогонщик:

- Мне кажется, что это правильное решение. Ведь в большинстве случаев автовладельцы выбрасывают авто, потому что не могут их содержать. К слову, утилизировать всегда было выгоднее. Помнится, несколько лет назад на один из пунктов приема черного лома пригнали «Москвич». Вышло гораздо выгоднее, чем продавать на базаре или по газетным объявлениям. К тому же эта инициатива поможет решить экологические проблемы.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать