Эпоха приватизации существенно сократила перечень государственных предприятий. Об эффективности работы тех, что выстояли, их направленности и социальных задачах «ВК» беседует с министром экономики и регионального развития Красноярского края Алексеем Ивановым.
Сколько и зачем
Прежде чем начать разговор о государственных предприятиях, хочется понять, о каком количестве организаций идет речь.
Их немного. Если быть точным, на 1 июля зарегистрировано 84 предприятия. В 2006 году их было 109. И удельный вес продукции, выпускаемой на государственных предприятиях, невелик.
По сравнению с 2006 годом компаний стало меньше. Это хорошо или плохо? И кто выпал из обоймы?
Никто не выпал. Просто прошла реорганизация в той же дорожной отрасли, завершился процесс присоединения 92 краевых аптечных предприятий к «Губернским аптекам». Кроме того, в плановом режиме проходят приватизационные процессы, например преобразование в открытые акционерные общества.
Алексей Моисеевич, в каких именно отраслях функционируют госпредприятия?
Прежде всего исходить следует из того, что созданы они с точки зрения социальной направленности их деятельности, то есть для оказания социальных услуг населению. В области здравоохранения, например, это «Губернские аптеки», в сфере дорожного хозяйства работают 8 государственных предприятий, 21 автотранспортное предприятие и ряд других. Все они унитарные, и прибыльность на этих направлениях невелика. Например, имеются маршруты, на которых недостаточен пассажиропоток, однако он есть, и снимать автобусы с линии нельзя. На этих направлениях и работают наши предприятия. Ведь коммерсанты не будут возить людей, если для них это заведомо невыгодно. А государство обязано оказывать такие услуги населению.
По принципу невыгодности
Выходит, сферы для госпредприятия выбираются по принципу невыгодности для коммерсантов?
Скажем, это один из принципов. Если коммерсанты какой-то сферой не занимаются, мы вынуждены восполнять пробелы государственными компаниями. Сегодня, к примеру, госпредприятия отрасли дорожного строительства содержат более 16 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 15, 7 тысячи краевых и 648 км федеральных. «КрасАвиа» в прошлом году перевезла почти 82 тысячи пассажиров и более 6 тысяч тонн грузов. «Губернские аптеки» в 2008 году отпустили медикаментов по 957 065 рецептам на общую сумму 315,00 млн рублей, а в части реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами на сумму более 660 млн рублей.
В «Губернских аптеках» тем не менее цены часто выше, чем в коммерческих сетях. А в отдаленных населенных пунктах лекарства не всегда доступны.
А как работают другие аптеки? Давайте сравним любую коммерческую сеть и «Губернские аптеки». К последним повышенный интерес, поскольку это государственное предприятие, на другие обращают внимание в меньшей степени. Работа «Губернских аптек» рассматривается и обсуждается на балансовых комиссиях. Если где-то цены завышаются, мы разбираемся что к чему. У нас есть полномочия для снижения цен и контроля за ними. Как там на самом деле происходит - это уже предмет хозяйствования. Но мы регулируем цены и тарифы, доводим до предприятия плановые цифры. В случае если лекарства действительно дороже и это объективно, мы субсидируем предприятию затраты, чтобы препараты были доступны для населения. Это инструмент государственной политики. В данном отношении госпредприятия нужны для проведения социальной политики в крае.
То же самое с «Красноярскнефтепродуктом». Правда, это другая форма собственности - ОАО. Тем не менее это инструмент сдерживания цен на ГСМ в крае.
После резкого скачка цен на бензин очереди как раз на заправках КНП.
Вот. А это предприятие с контрольным пакетом акций государства. Вы воочию видите, что есть коммерческие заправки, от которых зачастую невозможно добиться правильного формирования цены на бензин, а есть КНП. Здесь мы регулируем цены, можем их стабилизировать. Это яркий пример, что такое государственные и коммерческие предприятия. Нужно нивелировать цены, держать. Но при этом, конечно, убытков быть не должно, ведь оптовые цены тоже повышаются.
Затраты и прибыль
Сколько тратит край на содержание своих предприятий?
Во-первых, как таковое содержание государственных предприятий за счет средств краевого бюджета не осуществляется. Потому как по законодательству «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником». Что это означает? Это говорит о том, что государство, передав предприятию свое имущество, дало ему возможность работать самостоятельно и в результате своей производственно-хозяйственной деятельности содержать себя и получать прибыль.
Но давайте не забывать, что в основном предприятия эти социально направленные, поэтому существует возможность субсидирования государством затрат, осуществляемых ими. Например, субсидируются пассажирские перевозки. Ведь предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров автомобильным и воздушным транспортом, обеспечивают гарантированное пассажирское сообщение между населенными пунктами края, реализацию права льготного проезда отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.
Оказание мер государственной поддержки транспортным предприятиям осуществляется в объеме финансирования, предусмотренном законом «О краевом бюджете». Назову несколько цифр. Сумма субсидии из краевого бюджета на компенсацию расходов, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотоков на автотранспорте, в прошлом году составила 23,2 млн рублей. Воздушному транспорту («КрасАвиа») на компенсацию расходов, возникших из-за госрегулирования тарифов при перевозках в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности края, было выделено 23,1 млн рублей.
Государственные предприятия приносят краю хоть какую-нибудь прибыль?
Законом о краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов утверждена ставка отчислений от прибыли краевых государственных унитарных предприятий в краевой бюджет. Она составляет 5 процентов от чистой прибыли, то есть той, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В 2008 году во всех наших предприятиях (я не говорю об открытых акционерных обществах, где у государства есть пакет акций, речь идет только о государственных унитарных предприятиях) общий оборот составил 6,8 млрд рублей. Чистая прибыль - 75,7 млн рублей. 5% от этой суммы - около 4 млн рублей. Конечно, не сравнить с показателями «Норильского никеля» и алюминиевого завода, но это и предприятия другие.
Не очень большая цифра.
Но мы ведь и не гонимся за прибылью. Мы заставляем предприятия работать безубыточно. Есть предприятия, которые находятся в таком состоянии, где требуется вмешательство края, замена руководителей.
Проблема рентабельности и эффективности предприятий, находящихся в государственной собственности, активно обсуждается на разных уровнях уже давно. Кто-то считает, что таким предприятиям необходимо помогать, кто-то считает, что, наоборот, их надо как можно скорее продавать. Тем не менее точка отсчета здесь одна - государственные предприятия несут социальную функцию, это некая альтернатива коммерческим структурам, которые зачастую эту функцию нести просто не хотят ввиду заведомой убыточности. То есть это еще и вопрос политической значимости.
Алкоголь впереди
Алексей Моисеевич, цифры, которые вы обозначили, - это ведь средняя температура по палате. Какие отрасли прибыльны, а какие все-таки убыточны?
В 2008 году порядка 30% госпредприятий сработали с убытками, остальные 70% получили прибыль. Львиная доля убыточных - это транспортники (67%), которые перевозят социальные категории граждан. В принципе, это соответствует общекраевой статистике - всего по краю 27% убыточных предприятий. Компании, обеспечивающие транспортную доступность, всегда будут убыточными, их нужно дотировать из бюджета. Прибыльные предприятия - это «Губернские аптеки» (хотя прибыль и незначительная, можно сказать, безубыточно сработали), ПИК «Офсет», Оптовый алкогольный центр, который регулирует объем нашей продукции на рынке и препятствует распространению контрафакта. Сейчас много вопросов, связанных с алкоголем. Когда на территории края - в Минусинске, в Канске - работают ликероводочные заводы и их продукция реализуется на нашей территории, акцизы остаются в крае. Много «проблемного» алкоголя с южных территорий приходит - из Дагестана, кавказских республик.
Кабардино-Балкария, по-моему, лидирует по нелегальной водке.
Оптовый алкогольный центр как раз и создан, чтобы регулировать эти движения. И он работает прибыльно.
А за счет чего прибыль-то? Что он продает?
Основным видом деятельности ГПКК «Оптовый алкогольный центр» является добровольная сертификация алкогольной продукции. За 2008 год общая выручка предприятия составила порядка 102 млн руб., из них от услуг по добровольной сертификации - порядка 96 млн руб. Таким образом, сдерживается поток некачественного алкоголя на краевой рынок, что способствует увеличению конкуренции производителей алкоголя в первую очередь с нелегальными производителями. То есть происходит регулирование рынка и продвижение интересов краевых производителей.
Длинные деньги
Часто говорят, что государство не самый эффективный собственник. Что вы по этому поводу думаете?
Все относительно. Вопрос в том, кто эффективнее управляет - государство или коммерческие структуры. Нельзя сказать, что кто-то работает лучше или хуже. Все зависит от менеджера, от хозяйственника. Сегодня и коммерческие предприятия открываются и закрываются. Государственные же более или менее стабильны, потому что есть рычаги воздействия - мы приглашаем директоров на балансовую комиссию, они сегодня назначаются по согласованию с Законодательным собранием. Госпредприятия подконтрольны в отличие от частных.
Или еще. В государственном бюджете предусмотрены средства для создания госкорпораций, которые включают в себя судостроительные, авиастроительные компании, машиностроительные. Это говорит о том, что в нынешних рыночных условиях коммерция не справляется с крупными проектами. Объективно государству необходимо управлять процессами, если мы хотим ледокол построить, - коммерсанты его не построят.
Видимо, потому, что это строительство коммерчески невыгодно.
Самолетостроение неинтересно?
Очень длинные деньги.
Согласен, поэтому и стоит этим заниматься на уровне государственных предприятий. Сегодня такой исторический момент, когда государство, например, судостроение, самолетостроение должно взять в свои руки и выпускать новые суда и самолеты.
Есть мнение, что частные инвесторы с неохотой вкладывают деньги в госпредприятия.
Государственные предприятия не созданы для того, чтобы туда инвестировали частный капитал. Законом предусмотрена приватизация. В настоящее время приватизация государственного имущества соответствует логике проводимых в системе управления государственной собственностью реформ. Главное направление здесь - сокращение избыточной части краевого имущества, не обеспечивающего выполнение государственных полномочий и функций края. Если мы видим, что это предприятие не нужно, мы выходим на депутатов Заксобрания и говорим: мы на публичных торгах это предприятие реализуем. Допустим, потому, что эти услуги можно на коммерческих условиях оказывать. А в инвестициях нет необходимости.
Часто городскую администрацию ругают за низкую стоимость аренды муниципальных площадей, из-за чего бюджет недополучает средств. Ладно, если б на этих площадях работали только социально ориентированные предприятия, но ведь там сидят и вполне успешные коммерсанты. Как ситуация складывается с краевыми площадями?
Львиную долю краевых площадей занимают краевые же учреждения. Но есть и арендаторы. И здесь, конечно, продолжается борьба противоречий. Как только мы хотим приблизить нашу стоимость к уровню рыночной, начинаются проблемы, доходящие порой до судебных решений.
Насколько страдает бюджет края?
Он не страдает. Мы закладываем в качестве источника финансирования дефицита бюджета получение арендной платы. Плановые цифры есть, исполнение идет.
Есть положение о преимущественном праве выкупа до 1000 кв. м с рассрочкой до 5 лет. Если вы арендуете помещение, находящееся в краевой собственности, соблюдая установленные условия, у вас есть преимущество на его выкуп. Мы заинтересованы, чтобы площади использовались эффективно. Но наша работа направлена не только на то, чтобы получить прибыль. Потому как у нас ведь есть и исторические здания, объекты культуры. Мы по-разному оцениваем здания в центре и в отдаленных районах. У нас дифференцированный подход.
Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск»