Народная артистка России Лариса Малеванная вернулась в этом сезоне в свою театральную юность. В премьере Красноярского ТЮЗа «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика Малеванная сыграла главную героиню. В роли миссис Сэвидж актриса вновь выйдет на сцену своего первого театра в декабре, на
Не стоит пилить опилки
А помнится, Лариса Ивановна, вы не раз говорили, что не любите возвращаться в прошлое…
Не то чтобы не люблю — я не живу прошлым. Никого не хочу осуждать, но некоторые актеры вывешивают на стены фотографии. У меня ни на даче, ни в квартире нет ни одной фотографии, даже моих родителей. Зачем? Они и так всегда со мной, в моей душе, я их очень люблю. А телевизионщики, когда приходят на интервью, все время предлагают одно и то же: «Достаньте, пожалуйста, фотографии, будете их перебирать и рассказывать». Не буду! Когда репетировали «Миссис Сэвидж», в театре меня в шутку упрекали в одном — что я не капризная, мол, это
У своих ролей многому научились?
Конечно, даже у отрицательных героинь.
К слову, я с детства была очень робкой, застенчивой, хотя временами во мне это сочеталось с нахальством. Скажем, если чувствовала, что
Обратный полюс!
Да, и мне даже трудно передать, чему научила меня моя героиня. Прежде я думала, что герой — тот, кто ничего не боится. А когда столкнулась с этой ролью, поняла, что Жанна очень боялась, как и все мы. Но герой — не тот, кто не боится, а кто находит в себе силы преодолевать страх. И когда мне в
Но вы знаете, не о каждой роли я могу говорить с такими подробностями.
И даже дебют свой не помните?
Возможно, я вас разочарую. (Улыбается.) Но… Действительно не помню — для меня та страница закрыта, прожита, надо жить дальше.
В таком случае, при нежелании «перепиливать опилки» что вас побудило снова сыграть в Красноярске?
О, это не возвращение в прошлое, а день сегодняшний. И если опять же вспомнить изречение, что в одну воду дважды не входят, — так вот, это совсем другая вода. Другой театр, абсолютно мне незнакомый.
Полезное переливание
А что, было время, когда вам это расхотелось?
Да еще буквально с год назад ощущала, что театр мне до смерти надоел! (Смеется.) Ушла из БДТ. Исполнилась заветная мечта — можно лежать на диване и ничего не делать. Но не
Похоже, это уже становится традицией, когда столичные актеры играют в
Серьезно? Даже не подозревала. Наверное, это сродни переливанию крови. И очень полезно — причем обоюдно, для всех. Когда я только начала здесь репетировать «Миссис Сэвидж», поняла, как это нужно мне самой.
Жестокая школа БДТ
Вы много лет проработали в БДТ, пришли туда еще при Георгии Товстоногове. У него на сцене тоже все были равны?
Мне трудно об этом рассказывать, потому что у меня непросто сложились отношения с Георгием Александровичем. Товстоногов говорил: «В БДТ нет звезд — в БДТ все звезды. Поэтому в БДТ просто артисты». Он терпеть не мог слово «звезды» — у него был ансамблевый театр, и он всячески на том настаивал. Но в то же время… Не буду называть имен, но в БДТ были актеры, о которых упаси боже было критически высказаться — сразу попадешь в опалу. Что я испытала и на себе.
А как вы попали в этот театр?
Товстоногов увидел меня в питерском Ленкоме и пригласил к себе. Это было в традициях БДТ — Товстоногов воспитал свою «могучую кучку» и смотрел, кого можно позвать из других театров. Кто бы отказался у него работать? Например, он сорвал Николая Лаврова (сейчас он у Додина), пообещав ему роль Алексея в «Оптимистической трагедии». И
Как вас поначалу восприняли в труппе БДТ?
С некоторой ревностью. Хотя и не все. А я тогда еще была очень робкая, смотрела на них как на живые памятники. Поэтому мой первый спектакль в БДТ, «Дачники» по Горькому, мне было трудно репетировать. К тому же это был ввод — прежде роль Варвары играла невестка Товстоногова Светлана Головина, она уехала в Москву. А после у меня была Наталья в «Тихом Доне». Репетирую и вижу рядом Лебедева, Юрского — мне аж дурно от волнения. А они так хотели мне помочь, что от этого становилось еще страшнее. (Смеется.) И поначалу вроде все шло хорошо — одна роль, вторая, третья… А потом у Товстоногова словно охлаждение наступило. Много воды утекло, всего не расскажешь… Понимаете, при всей своей робости я не умею ходить все время с согнутой шеей. Вроде покладистая, со всеми лажу, ни с кем не враждую. Но если
Все
Вот вам Большой драматический театр — такая мясорубка! И вместе с тем это потрясающий театр. И опять же — вся наша жизнь разве не мясорубка?.. Нужно иметь большое терпение, чтобы не ожесточаться. И, видимо, многочисленные терки в БДТ мне как раз и были даны, чтобы я научилась терпеть.
Уроки не прошли даром?
Надеюсь. Вообще, как я теперь уже понимаю, я сама слишком часто вставляла себе палки в колеса. С той же ролью Елены Андреевны — премьеру сыграла очень тяжело, потому что комплексовала, что не подхожу для этой роли. И только на гастролях за границей
Почему шок?
Видимо, никто этого не ожидал. Вы знаете, раньше я не задумывалась, насколько в людях распространено чувство зависти — и в нашей актерской среде, и в общечеловеческой. Никогда не придавала этому значения. Иногда зрители о нас столько судачат, им кажется, что артисты просто счастливчики. Поклонники, шампанское, цветы — таков образ артиста. И они даже не представляют, какой ценой дается успех. Каково это — сыграть большую роль: после удачной премьеры ночь не спишь, все проигрываешь и проигрываешь ее про себя. А когда не получилось, не спишь две ночи. Профессия жуткая, не для слабонервных. Так вот, поначалу я очень доверчиво относилась к любым замечаниям. И в мыслях не было, что зачастую люди сознательно говорят гадости, чтобы испортить тебе настроение, выбить из колеи, сломать. Я не кошка, которая гуляет сама по себе, у меня собачья натура — собаки всегда хотят дружить, всем служить. Но поневоле пришлось воспитать в себе и кошачью независимость, отстраненность. Я понимаю, что люди делают пакости не от силы, а от слабости. Поэтому стараюсь болезненно на выпады не реагировать. Даже не читаю рецензии, уже лет тридцать не заглядываю в газеты.
Любимая «Интердевочка»
И фильмы не смотрите, в которых снимались?
Некоторые смотрю. Даже отдельные сериалы, где я играла, мне нравятся — например, «Апостол» или «Эшелон».
Я думала, вы назовете «Идиота».
Мне было очень интересно в нем сниматься, хотя у меня там маленькая роль Нины Александровны. Но «Идиота» трудно смотреть повторно… Есть и фильмы с моим участием, которые мне нравятся и которые я смотрю без чувства неловкости. Скажем, еще одна моя маленькая и скромная ролька мамы главной героини в «Интердевочке» — не скрою, я очень ею довольна. Вы знаете, когда я играю в театре, во мне не включается моя режиссерская профессия: видение картинки, что вокруг чего должно быть организовано и т. д. И в этом мое счастье, иначе я не смогла бы быть актрисой. А когда я смотрю свои фильмы, где уже все зафиксировано, воспринимаю их нередко как режиссер. И, честно говоря, не всегда довольна результатом — эх, думаю, вот эту сцену ведь можно было бы сделать гораздо убедительнее и интереснее! Так вот, при просмотре «Интердевочки» перестаю быть режиссером — я участвую в этом.
Как вы восприняли приглашение сняться в этом фильме?
Задохнулась от восторга, в буквальном смысле слова. До сих пор помню разговор с Петром Ефимовичем Тодоровским — он сам мне позвонил и предложил сняться в «Интердевочке». Я его всегда обожала, он один из моих самых любимых режиссеров. Часто режиссеры, особенно сегодня, снимают фильмы, чтобы заявить о себе, утвердиться, показать, что они не лыком шиты. Когда у режиссера такой стимул, вот и получается сплошная кровища, море трупов, ор, скрежет зубовный… Тодоровский прошел войну, многое повидал. Человек мудрый, очень талантливый и очень добрый. А это
Думаю, не ошибусь, Лариса Ивановна, что многие зрители, особенно далекие от театра, знают вас в первую очередь именно по «Интердевочке».
Вероятно. Во всяком случае, спрашивают меня о работе в ней очень часто. Особенно популярен вопрос: «А как вы для себя решили: она действительно не знала, что ее дочь проститутка?» Мне было очень трудно ответить, но думаю, поняла я для себя правильно. Моя героиня говорит: «Я видела, что у нее появляются
Семейный спектакль
Возвращаясь к вашей последней роли миссис Сэвидж: что для вас главное в понимании вашей героини?
Она уже дозрела до того уровня, когда точно расставлены приоритеты. Главное для миссис Сэвидж — жизнь духа человеческого. А все остальное, в том числе и деньги, лишь инструмент для достижения ее целей. Что такое деньги? Это свобода, возможность для творчества, для
А насколько, на ваш взгляд, такой спектакль подходит для репертуара ТЮЗа?
Мне кажется, он здесь очень уместен. Ведь в спектакле есть еще одна очень важная проблема — взаимоотношения в семье, между взрослыми детьми и их приемной матерью миссис Сэвидж. Когда я сама работала в этом театре, нас здесь все время долбали и ориентировали на Павлика Морозова — якобы спектакли о таких героях нужны молодому зрителю. А у нас шла «Бескрылая бригантина» о репрессированных латышских стрелках. И мы слово «ТЮЗ» в то время ненавидели. Сейчас я отношусь к нему спокойно. К тому же, насколько я понимаю, Красноярский ТЮЗ позиционирует себя как молодежный театр, здесь возможен широкий репертуар. Другой вопрос, что городу просто необходим специфический театр для детей. Это очень серьезное и важное дело, к которому нельзя относиться с небрежностью.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»