Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Государство в государстве

Государство в государстве

23.07.2009
0

ЗАТО хотят вернуть себе федеральный статус

Недавно Ассоциация ЗАТО выступила с законодательной инициативой, которая в случае ее принятия вернет закрытым городам статус федерального значения. Сегодня практически все они приравнены к обычным муниципалитетам. Несмотря на некие привилегии при распределении бюджетного финансирования, такие населенные пункты все-таки находятся на общем положении. Однако не все главы территорий согласны, что предложение ассоциации исправит ситуацию.

Приходящая перспектива

В ЗАТО уверены – закрытые города могут быть независимымиПочему с такой инициативой ЗАТО выступают именно сегодня? Дело в том, что буквально несколько месяцев назад государство приняло одно принципиальное решение — закрытые муниципалитеты, принадлежащие Росатому и Минобороны, получат финансирование лишь на те строящиеся объекты, которые будут вводиться в 2010 году.

Вместе с тем пока ситуация далека от катастрофической. Как признался глава Ассоциации ЗАТО Геннадий Лисавкин, пока текущее бюджетное финансирование сокращаться не будет. И тем не менее гипотетически дотации могут быть урезаны. Недавно на правительственном уровне было озвучено, что вместо 18 млрд рублей, которые выделяются на ЗАТО, планируется оставить всего лишь 6 млрд рублей. Учитывайте, что в некоторых муниципалитетах будут сокращены дотации и из региональных бюджетов. Не во всех, но все же.

Понять такую политику вполне возможно — бюджетная обеспеченность в ЗАТО превосходит среднестатистический уровень по крайней мере в два раза. Хотя Лисавкин считает, что это вполне справедливо, так как в закрытых образованиях значительнее траты на объекты социальной инфраструктуры. Действительно, если исходить из расчета на душу населения, учреждений культуры и спорта намного больше.

По мнению многих экспертов, сокращение финансирования неизбежно приведет к закрытию этих учреждений. И по сути, оазисы социального благоденствия превратятся в обыкновенные муниципалитеты за колючей проволокой.

Все ЗАТО имеют федеральное значение — выполняют стратегические функции либо по защите страны, либо по производству важной продукции. По мнению Лисавкина, это достаточное основание, чтобы такие муниципалитеты подчинялись напрямую федеральным органам исполнительной власти, а значит, имели федеральный статус.

Местные стандарты

Если инициативы ассоциации будут одобрены и приняты на федеральном уровне, то это автоматом приведет к изменениям стандартов финансирования. Иными словами, деньги будут поступать в соответствии с общероссийскими мерками, а не региональными, как сейчас. На деле это означает увеличение финансирования, более оперативное поступление денег. При этом ЗАТО, по словам Лисавкина, вполне могут позволить себе отказаться от любых других видов финансирования. Например, от регионального.

Однако такой решительный шаг возможен лишь в том случае, если Федерация одобрит еще одно предложение ассоциации — все налоги должны оставаться в ЗАТО. Отметим, сегодня большая часть казны закрытых территорий состоит из дотаций. Доходы от местных налогов в среднем по России не превышают и четверти от всего бюджета.

Мэр Зеленогорска Александр Моргунов считает, что дело даже не в подчинении федералам — достаточно более справедливо распределить налоги на территории, и большая часть проблем будет решена.

- В любом случае необходимо рассматривать, на каких условиях будет приниматься решение о передаче ЗАТО в федеральное подчинение. Необходимо понимать, что в былые времена в ЗАТО было больше денег вовсе не потому, что мы имели федеральное подчинение. Просто налог на прибыль оставался в территории. Естественно, такая ситуация была не во всех ЗАТО, а лишь там, где действовали высокорентабельные градообразующие предприятия. Но Зеленогорск такой город, и потому для нас прежде всего выгодным бы было изменение налоговой схемы, — говорит Моргунов.

Лисавкин считает, что нынешняя налоговая система не позволяет городам в полной мере реализовать программы по повышению производительности предприятий. Дело в том, что тот же самый налог на прибыль поступает в федеральный и краевой бюджеты, а уже потом возвращается в виде дотаций в ЗАТО. Земли, на которых стоят градообразующие предприятия, вообще не являются предметом налогообложения.

По словам Лисавкина, предлагаемый ассоциацией вариант мог бы вовсе избавить ЗАТО от необходимости получать дотационное финансирование от Федерации. Правда, в ассоциации согласны и на дотационность, но с одним условием. Все деньги должны направляться сугубо в Федерацию, минуя бюджеты регионов. И уже оттуда возвращаться в казну ЗАТО.

Прибыли не будет

В качестве доказательства того, что такие варианты вполне возможны, приводятся цифры. Например, в 2008 году все ЗАТО Росатома на территории России дали бюджету около 30 млрд рублей. Федеральный бюджет в свою очередь потратил на дотации ЗАТО около 23 млрд рублей. Значит, де-факто территории могут содержать себя самостоятельно. Правда, тут стоит учитывать, что такое распределение действительно годится не для всех. Например, ЗАТО Минобороны вовсе не приносят такой прибыли: как правило, это поселки, где стоят различные военные объекты. Даже при бешеном развитии малого или среднего бизнеса говорить о какой бы то ни было прибыльности тут не приходится.

Согласятся ли с доводами ассоциации на федеральном уровне, пока неизвестно. В данный момент члены ассоциации готовят предложенный пакет документов к рассмотрению в Госдуме. Как к этой затее относятся в Росатоме, пока не озвучивалось. Хотя деньги госкорпорации и деньги территорий — это две не взаимосвязанные вещи. Они поступают из разных источников и на разные цели. Социально-экономическая политика — это одно. А расходы на науку и новые технологии закрытых предприятий — совсем другое. Как бы то ни было, пока ЗАТО остаются со своим старым статусом.

Глава ЗАТО Железногорск Геннадий БАХОВЦЕВ:

- ЗАТО наверняка еще помнят то золотое время, когда представляли из себя свободные экономические зоны. Оценки этого периода могут разниться. Самим территориям это приносило ощутимую выгоду, однако не стоит забывать и о том, что подобная схема позволяла крупным компаниям (в том числе и нефтяным) уходить от налогов, а следовательно, государство несло существенные бюджетные потери.

В истории с инициативой вернуть ЗАТО в федеральное подчинение и под федеральное финансирование тоже не все однозначно. Плюсы: быстрота прохождения денег, существенное уменьшение отчетности, передача полномочий государственных органов на местный уровень. Как следствие — ЗАТО становятся маленькими «федерациями» и более свободно распоряжаются своим бюджетом. Но при этом нужно учитывать, что, прежде чем такое станет возможным, придется вносить изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Бюджетный кодекс.

Серьезный минус этой схемы в том, что ЗАТО выпадут из схем развития своих краев и областей — координация по программам социально-экономического развития и прочим программам субъектов Федерации станет минимальной.

Андрей Сидельников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать