Росатом не дает добро краевому железнодорожному проекту
Местные железнодорожники и краевые власти в очередной раз загорелись идеей пуска электрички от Красноярска до Железногорска. Несмотря на то, что сейчас стороны согласны обойтись более скромными суммами, нежели несколько лет назад, и даже отказаться от электрификации пути, пока никакой ясности о будущем проекта нет. Горно-химический комбинат (ГХК), которому принадлежит ветка, до сих пор хранит молчание и не дает сигнала к отправлению.
Молчание атомщиков
Несколько дней назад делегация, в состав которой вошли представители Красноярской железной дороги (КЖД), минтранспорта региона, администрации Железногорска, совершила пробную поездку от Красноярска до ЗАТО. Представителей ГХК в составе не оказалось. Узнать позицию предприятия «ВК» не удалось. В пресс-службе местного представительства Росатома нам ответили, что комментировать этот вопрос пока не будут. Собственно, молчание атомщиков не в новинку. Реализовать проект могли еще два года назад, но и тогда Росатом не дал добро, а без его разрешения ездить по стратегической ветке, по которой завозят ОЯТ в Железногорск, нельзя. Официально все заинтересованные стороны говорят, что принципиальное решение принято, однако в кулуарах признаются — может статься, что и на этот раз атомщики спустят проект на тормозах.
Напомним, первые попытки открыть железнодорожное сообщение между закрытым городом и Красноярском начались еще в 2007 году. Примерно в это же время проект получил одобрение губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Дело в том, что он как нельзя лучше вписывается в концепцию той самой агломерации, к которой региональные власти планируют прийти к 2020 году. Глава региона посоветовал всем заинтересованным сторонам проработать детали проекта. Ожидалось, что дорога будет электрифицирована и по ней будет курсировать обыкновенная электричка. На все про все требовалось около миллиарда рублей. В этом году планы уже не такие грандиозные. Для того чтобы привести полотно в соответствие со стандартами пассажирских перевозок, нужно около 100 млн рублей, сообщают железнодорожники. На закупку дизельных электричек, которые позволяют обойтись без электрификации пути, нужно еще примерно столько же.
Отметим, что ценность проекта заключается не только в долгосрочных стратегических планах краевых властей, но и в сиюминутной выгоде для простых жителей. Дело в том, что налаживание железнодорожного сообщения позволит железногорцам существенно экономить на билетах. Сейчас поездка до краевого центра на автобусе обходится в 80 рублей. Железнодорожники обещают, что смогут держать стоимость в пределах 50 рублей. При этом вместимость четырехвагонного дизельэлектропоезда позволяет перевезти около 870 человек. Кроме того, поездка будет длиться около 45 минут, что с учетом пробок на автодорогах также существенно упрощает доступ железногорцев в Красноярск.
Сегодня жителям «почтового ящика» приходится добираться до Березовки на автотранспорте и уже оттуда до конечного пункта назначения. Чаще всего используется просто автотранспорт — личный или общественный.
Проект готов к старту
Глава КЖД Владимир Рейнгардт считает, что старту проекта сегодня практически ничто не мешает. По его словам, сейчас необходимо расписать его реализацию на два года вперед и заложить в краевую программу развития транспортной инфраструктуры.
Правда, пока ни одна из сторон не дает официальных комментариев на счет того, в каких долях участники будут финансировать проект. Очевидно, что Росатому дорога нужна для одной цели — завозить ОЯТ. Железнодорожники и чиновники вынуждены выполнять наказ губернатора и каким-то образом получать прибыль. Как стало известно «ВК» из источников в краевой администрации, КЖД намерена принять участие в проекте лишь при условии, что само полотно будет передано на баланс железнодорожникам.
Вряд ли с такой позицией согласятся в Росатоме, ведь железнодорожная ветка носит стратегическое значение.
В местных СМИ Железногорска на уровне слухов поговаривают о том, что в Росатоме не слишком одобряют проект запуска электрички до Красноярска. Впрочем, в минтрансе края также признают, что проект пока находится в начальной стадии и нужно обговаривать конкретные источники финансирования и пр. При этом уже названные суммы — также всего лишь начальная стадия. Чиновники соглашаются, что в последующие пару лет после пуска ветка потребует еще некоторых вливаний в модернизацию.
Справка «ВК»
Протяженность железнодорожной ветки Базаиха — Железногорск составляет 41 км. На пути расположены шесть станций. Дорога находится на балансе Железногорского ГХК. По данным КЖД, ежедневно из Железногорска, Сосновоборска, Подгорного и Березовки в Красноярск выезжает около 20 тысяч человек. При этом используется в основном автомобильный транспорт.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»