Введение госмонополии не решит проблем
Восстановление госмонополии на спирт может не только не принести ожидаемых результатов, но и произвести обратный эффект, в первую очередь ударив по легальным производителям.
Верните спирт
Разговоры о необходимости восстановления государственной монополии на оборот и производство спирта идут уже не первый год. Еще в 2006 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов говорил журналистам о готовящемся законопроекте на эту тему, однако при этом сетовал, что правительство не дает на него добро.
На прошлой неделе тема вновь обрела актуальность. На встрече с премьер-министром Владимиром Путиным Миронов вновь поднял вопрос о спиртовой госмонополии. Он заявил — СФ собирается доработать соответствующий законопроект и внести его на рассмотрение правительства.
- Страна стремительно спивается, — был категоричен Миронов, — потому что магазины завалены дешевой «паленой» водкой по
Глава правительства в свою очередь пообещал изучить любые предложения по решению проблемы алкоголизации населения, подчеркнув при этом, что считает необходимым «внимательным образом на все это посмотреть», поскольку нужно не запрещать и непомерно повышать цены на товары, а заниматься формированием образа жизни, далекого от злоупотребления алкоголем.
Правда, помимо гуманистической составляющей в идее госмонополии немало и прагматики: на сегодняшний день в стране работает 191 спиртзавод, а ежегодный объем производимого ими спирта составлял около 60 млн дал. Плюс 264 водочных завода, которые, соответственно, зависят от производства спирта.
- К тому же при все возрастающих акцизах на спирт наблюдается ежегодное снижение их собираемости примерно на 10%, — рассказывает генеральный директор ООО «АРГА» (Аргинский спиртзавод) Андрей Иванов. — Эту ситуацию и пытаются исправить с помощью госмонополии.
Действительно, очень лакомый кусок, пройти мимо которого, особенно в период тотального дефицита бюджета, невозможно. Тем паче что все настойчивее в Совете Федерации муссируются слухи о «спиртовом» триллионе рублей.
Ошибки оценки
Правомочность оценки потенциала спиртовых акцизов в 1 триллион рублей, в случае возвращения к государственному регулированию спиртовой промышленности, вызывает большие сомнения у экспертов рынка.
- Максимум, о чем может идти речь, — говорит директор «Енисейской алкогольной ассоциации» Валерий Анохин, — это о сотне миллиардов.
Расчеты Анохина просты: для производства водки стране ежегодно нужно 57 млн дал спирта, акциз на который сегодня составляет 27,7 рубля с декалитра. Таким образом, только спиртовых акцизов получается чуть больше 1,5 млрд рублей в год. Плюс 120 млн дал водки (ежегодный объем производства последних лет), которые дают 98,6 млрд рублей акцизов. Получается около 100 млрд рублей в общей сложности. Даже если весь объем выпиваемой в стране водки станет легальным, а это порядка 190 млн дал, все равно акцизные сборы составят лишь 145 млрд рублей. Таким образом, достичь обозначаемой в СФ цифры возможно будет лишь при многократном увеличении акцизов на спирт. Если это случится, то может привести к коллапсу всей алкогольной промышленности страны. Правда, первые шаги в этом направлении уже сделаны: Министерство финансов РФ предложило в 2010 году поднять ставку акциза для производителей алкоголя с содержанием спирта выше на 9% с намеченных ранее 210 до 245,3 рубля, а в 2011 году — до 294,4 рубля.
Помимо этого не обойдется и без расходов. По оценкам экспертов рынка, национализация спиртовой отрасли может обойтись казне государства в $5 млрд, поскольку основная масса спиртовых мощностей сегодня принадлежит частным компаниям, которые вряд ли захотят так просто расстаться с ними. Особенно это касается Кабардино-Балкарии и Осетии.
- Национализировать спиртзаводы европейской части России, может быть, и получится, — говорит Анохин, — а в этих регионах может дойти и до вооруженного противостояния, ведь в одной только Кабардино-Балкарии 30% бюджета наполняется из алкогольной отрасли.
К тому же под вопросом сама экономическая эффективность такого шага. На сегодняшний день 40% спирта в стране производится госпредприятиями, однако, по свидетельству игроков рынка, производители алкоголя стремятся приобретать спирт у частных заводов — качество у них выше.
Невостребованный контроль
Другим мотивом возвращения государственной монополии на производство и оборот спирта является ставшая в последнее время популярной борьба с алкоголизацией населения. На первый взгляд все логично: государство берет на себя контрольные функции, доля контрафакта уменьшается, а вкупе с ростом цен, который неизбежно последует за повышением акцизов, люди станут пить меньше.
На поверку же все оказывается несколько иначе. Производители контрафакта вряд ли станут повышать цены, ведь они не платят акцизы.
- Уходить же с рынка они вряд ли станут — найдется и «левый» спирт для производства, — уверен Анохин, — таким образом, восстановление госмонополии на спирт вкупе с сегодняшней акцизной политикой снова ударит по легальным производителям.
Что же касается повышения контроля за оборотом, а именно в этом эксперты видят основную причину государственной монополизации отрасли, то вероятность этого весьма сомнительна.
- Уже сегодня на всех спиртовых заводах установлены счетчики энергопотребления, можно проследить объем сырья, прошедшего через завод, и, сопоставив эти цифры с декларируемым объемом производства, понять, вся ли произведенная продукция была легальной, — объясняет генеральный директор ГПКК «Оптовый алкогольный центр» Сергей Троянов.
Так что уже сегодня у государства есть все возможности для контроля, однако оно ими не пользуется. Посему в его ужесточение с введением госмонополии слабо верится, а в свете всего вышеописанного этот шаг выглядит скорее популистским, нежели экономически оправданным.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»