Недавно президент РФ Дмитрий Медведев решил — нужно преподавать религию в школах. Четыре основные религии будут преподаваться их последователям, атеистам — светская этика. На этом глава государства решил не останавливаться и предложил вернуть священников в воинские части страны.
Идея ДНК
Пока, правда, не совсем понятно, чего хотят добиться власти, вводя в школьную программу изучение духовно-нравственной культуры (ДНК). Чего хотят добиться на выходе? Отметим, споры о целесообразности такого предмета в средней школе ведутся уже давно. К слову, разные религии с переменным успехом добивались проникновения в общеобразовательную систему.
Как заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, предполагается, что учащиеся и их родители смогут выбрать один предмет из трех «модулей»: основ конкретной религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), истории и культуры мировых религий либо курса основ светской этики. Программу одного из них школьникам нужно будет пройти обязательно. Преподаватели же обязаны будут вести выбранные учениками предметы независимо от количества человек в группе — «хоть один, хоть 10».
Недавно стало известно, что в Калуге независимо от свежего президентского решения через три года все школьники будут изучать основы религиозной культуры. Уже сейчас в некоторых калужских школах вполне официально преподаются такие предметы в качестве факультативов. Причем преподавателями являются как профессиональные педагоги, так и священнослужители. Правда, в качестве основной религии выбрано лишь одно православие.
Возможно, это объясняется тем, что около 98 % всего населения Калужской области считают себя православными. Остальные — мусульмане и иудеи. Будут ли их освобождать от этого предмета, если курс будет основан полностью на христианских базах? Представители разных конфессий пока достаточно толерантно высказываются о нововведении и говорят, что изучение других религий было бы интересно, но
Угроза максимализма
А вот некоторые эксперты видят в появлении нового предмета серьезную угрозу. Уже известно, что называться он будет «духовно-нравственное воспитание». Например, преподавание различных религий может привести к стихийному созданию в школе неких дезориентированных кружков или группировок детей «по интересам». Такие сообщества могут лишь усилить детский максимализм.
Отметим, новый предмет планируют запустить уже в этом учебном году. Правда, опять же непонятно, подготовлены ли преподаватели к такому новшеству и где взять учебные пособия. Ведь очевидно, что ни Библия, ни Коран эту функцию выполнить не смогут. Необходимо создать специальный учебник для школьников, и за месяц эту задачу выполнить вряд ли удастся. Эксперимент с ДНК пока вводится лишь в 18 регионах страны. Но почему так поспешно? Многие видят причину оперативности в том, что с 1 сентября в школах упраздняется так называемый региональный компонент — предметы, посвященные изучению культуры и истории родного региона.
Впрочем, споры о введении ДНК, несмотря на добро президента, продолжаются до сих пор. Например, смогут ли священнослужители преподавать детям религиозную культуру? По заявлениям министра, преподавать новый курс будут только светские педагоги — учителя других предметов, например литературы, истории, психологии, — после прохождения соответствующей переподготовки. Якобы государство защищает светскость школы и это вполне соответствует существующему законодательству. Но сами священнослужители — ярые противники такого подхода.
И тем не менее в некоторых регионах основы религии — это уже школьный предмет. Например, в Татарстане уже давно создан соответствующий учебник. И несколько регионов запросили его у республики. При этом 90 % родителей в Татарстане считают, что такой предмет необходимо вводить по всей стране.
Русская православная церковь недавно вообще выступила с предложением о преподавании основ религии с детского сада. К чему это все в конце концов приведет, покажет время. Сейчас же очевидно, что введение, например, основ безопасности жизнедеятельности к снижению количества несчастных случаев среди детей не привело.
Татьяна Казанова, директор школы № 10, депутат горсовета Красноярска:
- Я очень рада, что такое решение принято на столь высоком уровне.
Я уверена, что и сегодня это должно быть исключительно факультативным занятием. Думаю, особых проблем с представителями разных конфессий в таком случае удастся избежать. Хотя в любом случае школьники должны получать знания от представителей самих конфессий. Вот здесь и могут возникнуть трудности. Дело в том, что священников на всех не хватит. А квалифицированных кадров из светского общества, думаю, сразу набрать мы не сможем.
Но то, что идея уже возникла, говорит о том, что она будет реализована. Иначе нельзя, ведь на вопросах духовности и морали держится практически вся русская литература 19 века. Так что такие факультативы будут полезны не только в смысле воспитания учеников, но и для общего восприятия школьной программы.
Виктор Теплицкий, священник храма Святителя Николая Чудотворца:
- Я бы, например, хотел, чтобы в школе мои дети также приобщались к православной культуре. Безусловно, часть знаний я дам самостоятельно. Думаю, права верующих должны учитываться, тем более их становится все больше.
Это нужное и своевременное решение. Ведь сегодня в стране не только материальный кризис, но и духовный. На улицу выйти страшно — кругом агрессия. Православие является неким цементом, который объединяет общество.
Естественно, по вопросу преподавания основ религии в школе нужно проводить круглые столы, обсуждать с общественностью, родителями. Но в целом, на мой взгляд, решение правильное.
В армии священник, безусловно, тоже нужен, ведь для верующего человека, который постоянно ходил в церковь, перерыв в год — достаточно сложный период. К тому же священник может оказать своеобразную моральную поддержку молодым солдатам, которым на первоначальном этапе достаточно сложно адаптироваться к новым условиям. Это обыкновенные права человека.
Людмила Григорьева, заведующая кафедрой религиоведения Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева:
- Я как раз занимаюсь подготовкой специалистов, которые в дальнейшем могут преподавать основы религии в школах. Когда мы говорим о преподавании, давайте
Подчеркну, в нашем обществе
Признаться, я была поражена, ведь в реальности в церковь ходят единицы.
В общем и целом я согласна, что основы религии в школах преподавать необходимо.
Гаяз Фаткулин, муфтий Красноярского края:
- Согласно Конституции в России государство отделено от церкви. Поэтому эти институты не должны, на мой взгляд, сливаться между собой. Сто лет назад мы уже наступили на эти грабли. Одна религия тогда была по сути институтом государственным. Были очень жесткие законы. Вот только некоторые из них: если человек выходил из христианства, то ему грозило десять лет тюрьмы; если православный вступал в брак с представителем другой конфессии, ребенка все равно должны были крестить. И это далеко не полный список. Продолжать можно долго.
Если наше государство является светским, то и отношение к религиям должно быть одинаковым. Мы знаем, что в некоторых странах также есть религиозные предметы. Например, в Германии, где всего пять процентов мусульман, в школах преподают христианство. Подчеркиваю, не основы, а именно христианство. Там мусульмане уже начали протестовать против этого.
Мы не знаем, как это будет в России. Поживем — увидим. Скорее всего, будут преподавать учителя — светские люди. Это будут основы религии, нравственности. Для атеистов — основы светского общества. Потому я не могу сказать, что церковь идет в школу. Хотя, на мой взгляд, то, что ребенок или его родители могут выбирать и даже узнавать в школах о разных религиях, это хорошо.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»