Депутаты Госдумы хотят лишать водителей прав навсегда
В комитете Госдумы по конституционному законодательству всерьез взялись за нарушителей-рецидивистов ПДД. Одно из предложений — пожизненно лишать прав за особенно тяжкие нарушения. Практически все эксперты выступают за ужесточение, но не все согласны с крайне радикальными поправками.
Уже осенью
Планируется, что соответствующие поправки будут приняты уже осенью. Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин рассказал, что на ближайшей сессии обобщит все предложения и вынесет их на рассмотрение коллег. После внесения поправок остальных депутатов документ будет рассмотрен на сессии.
Напомним, ужесточать ПДД депутаты взялись с подачи президента Дмитрия Медведева. Недавно он выступил с заявлением о необходимости нормализовать ситуацию на дорогах. Послание было адресовано Генпрокуратуре, МВД РФ и Госдуме.
- Хотел бы, чтобы наш федеральный законодательный орган тоже подумал над дополнительными мерами обеспечения безопасности дорожного движения, — отметил Медведев.
В Госдуме все это восприняли очень серьезно. Инициатор поправок Владимир Плигин придумал — лишать прав пожизненно за самые тяжкие нарушения. Вот список тех нарушений, которые подпадают под грозную законодательную руку: статьи Кодекса об административных правонарушениях, наказывающие за превышение скорости (сейчас — штраф от 100 до 2500 рублей или лишение прав до полугода), проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф — 700 рублей), выезд на встречную полосу (лишение прав на
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Александр Москалец считает, что по всем этим статьям можно и нужно лишать прав пожизненно. Правда, при условии, что человек нарушает постоянно. Что подразумевают под словом «постоянно», пока неизвестно. Может быть, это всего лишь повторное нарушение? Или каждое их них будут оценивать по
Москалец предлагает не только лишать водителей-рецидивистов прав, но и конфисковать их транспортное средство. По его словам, это будет серьезным ограничением для тех, «кто лихачит на дорогих автомобилях».
Всерьез и надолго
Однако среди инициаторов ужесточения также пока нет единого мнения на сей счет. Например, член Совета Федерации Владимир Федоров предлагает лишать прав лишь на год за повторный выезд на встречную полосу. Кроме того, он предлагает увеличить штраф со 100 до 500 рублей за нарушение дорожной разметки — выезд за стоп-линию.
В Госдуме даже такие «мелочи», как невключенный сигнал поворота, посчитали очень серьезным нарушением. Председатель ГД Борис Грызлов предложил увеличить штраф за этот проступок. Правда, не назвал конкретной суммы — сейчас это стоит водителям 100 рублей.
Напомним, предыдущее ужесточение для нарушителей ПДД узаконили два года назад. Тогда достаточно ощутимо выросли наказания за езду по тротуарам, вождение без прав, в нетрезвом виде, непристегнутый ремень безопасности.
По словам сотрудников ГАИ, предыдущие меры оказались достаточно действенными. Пока, правда, неизвестно, насколько эффективным будет очередное ужесточение. Силовики сообщили, что говорить о конкретике можно лишь после детального обсуждения и анализа документа.
В правительстве согласны, что наводить порядок на дорогах необходимо, но свое заключение насчет нововведений выдавать не спешат. В пресс-службе премьера Владимира Путина заявили, что, пока документ не поступит на согласование в кабинет министров, ничего комментировать нельзя.
Как ни странно, сами автомобилисты оказались единодушны с депутатами. Правда, не столь категоричны. Председатель организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что лишать прав пожизненно можно тех людей, которые повторно сели за руль в пьяном виде. Кстати, недавно министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил — не важно, сколько алкоголя содержится в крови, — в любом случае нужно лишать водителя прав, а машину ставить на штрафстоянку. Известно также, что сам он не является сторонником пожизненного лишения. Но слово не воробей. Пока, правда, это была всего лишь фраза, не облеченная в конкретный законопроект.
Иван Смолин, председатель общественной организации автомобилистов Красноярского края КРОДА:
- Считаю, что такая мера в
Еще один аспект — сможем ли мы уйти от предвзятости сотрудников ГИБДД. Например, проводится определенная акция, и им во что бы то ни стало необходимо задержать
В идеале такое решение было бы правильным, но с нашим законодательством и состоянием дорог его четкое исполнение будет затруднительно.
Вячеслав Бабенко, старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Красноярского края:
- Считаю, что это чрезмерное наказание. В нашей стране даже не за всякое убийство пожизненно сажают. Пожизненное лишение прав — это в
Если же человек многократно повторяет нарушения или по его вине погибли люди, нужно применять Уголовный кодекс. Сейчас ведь за это водитель получает наказание как за непредумышленное убийство. На мой взгляд, было бы логичнее использовать
Согласно статистике, максимальное наказание за ДТП с тяжкими последствиями — несколько лет поселения. А в том же Таиланде, например, около 90% пьяных водителей сидят в тюрьме.
Ужесточать, согласен, нужно, но то, что предлагается,
Константин Ляшкевич, депутат горсовета Красноярска:
- Недавно мне один человек признался, что начал пристегиваться, чего раньше никогда не делал. Одна из причин — штрафы, а другая — массированное информационное сопровождение. Видимо, изображения искореженных машин и убитых людей могут вызвать некий шок у обывателя. Но, к сожалению, в большинстве случаев срабатывает менталитет русского человека — «со мной такого никогда не случится». Статистика же показывает — чем лучше у нас дороги, чем новее машины, тем более тяжкие последствия ДТП.
Потому, наверное, смысл в ужесточении правил
Олег Лозинский, зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов:
- Я уверен, что наказывать автомобилистов необходимо. Конечно, при рассмотрении каждого случая должны учитываться все моменты — состояние полотна, условия движения и так далее. Ведь любая выбоина может послужить причиной того, что авто вылетело на встречную полосу. Кстати, уже имеются судебные прецеденты, когда человек доказывал свою правоту и дорожники несли ответственность за ДП. Конечно, все это требует от пострадавшего недюжинной силы и энергии. Но в общем и целом к ужесточению наказания на дорогах я отношусь положительно. Смотреть, как алкоголики и дальше убивают наших людей на дорогах, недопустимо.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»