Для развития агломерации пора переходить от слов к делу
Развитие Красноярской агломерации сулит немалые преимущества прилегающим к городу районам. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы конкретные действия, которых пока нет.
Сбой ориентиров
Впервые о проекте Красноярской агломерации заговорили еще в начале прошлого года, пообещав представить этот проект на V Красноярском экономическом форуме. Основными проектами агломерации должны были стать: создание Красноярского международного авиахаба, Сибирского федерального университета, строительство четвертого моста через Енисей, а также еще ряд мероприятий.
Всего в проект агломерации вошли 7 городов и районов края: Емельяновский, Сухобузимский, Березовский, Манский — и города Дивногорск, Сосновоборск и Железногорск. Обещали, что предусмотренные проектом действия принесут немалую пользу этим муниципальным образованиям.
- Красноярская агломерация для нас — это очень позитивная идея, — говорит глава Сухобузимского района Виктор Влиско, повторяя мысли всех опрошенных «ВК» глав районов, — мы возлагаем на этот проект большие надежды.
Позитивизм районных администраций понятен — сельское хозяйство, которое традиционно является основным видом деятельности входящих в проект агломерации районов, на сегодняшний день находится в весьма плачевном состоянии. В одном из самых преуспевающих аграрных районов края — Емельяновском — на долю сельхозпроизводства приходится лишь 4% всех налоговых поступлений в бюджет (данные 2008 года). Добавьте к этому высокие цены на удобрения и комбикорма, нехватку кормовых баз, земельные проблемы, и получите портрет типового хозяйства сельских районов.
Неудивительно, что от своей прямой деятельности районы края давно не ждут сколь-либо значительных дивидендов, предпочитая искать их на других направлениях. Так, к примеру, основные надежды того же Емельяновского района связаны прежде всего с мультимодальным авиационным хабом и прилагающейся к нему инфраструктурой.
- Хаб принесет дополнительные доходы в бюджет района, позволит создать новые рабочие места, — говорит глава Емельяновского района Николай Шилов. — На стыке проектов агломерации и авиационного хаба находится идея запуска электрички в аэропорт, а в дальнейшем можно подумать о том, чтобы по территории района проходили две линии метро.
Несколько иные ставки делает Влиско.
- Сегодня мы достаточно много продаем земли под дачные участки, горожане приезжают к нам на отдых, — говорит он, — поэтому очень важно для нас развитие инфраструктуры в плане как дорог, так и энергообеспечения, предусмотренное в рамках Красноярской агломерации,
Сельские грани
Странно, что никто из глав районов, входящих в проект агломерации, не говорил о перспективах собственно сельскохозяйственного комплекса своих образований. То ли их не видят, то ли их попросту нет, то ли главы решили отойти от столь проблемной деятельности — непонятно. Однако на деле агломерация вполне может дать новый толчок к развитию именно сельского хозяйства.
- Одной из ключевых проблем сегодняшнего агропромышленного комплекса, — говорит председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Александр Дамм, — является проблема сбыта продукции сельхозпроизводителей, которая возникла
Забота профильного депутата понятна: на сегодняшний день основные рынки сбыта местной сельхозпродукции (в том числе Красноярск), как правило, весьма удалены от центров производства. Обеспечить же достаточный грузооборот красноярские крестьяне сегодня не в состоянии — у них отсутствуют необходимые логистические мощности. К тому же и сами дороги порой оставляют желать лучшего.
- Создание агломерации, как интеграции территорий с крупным мегаполисом, позволит решить эти инфраструктурные проблемы, — надеется Дамм, — что даст возможность сблизить сельхозпроизводителей с потребителями и, как следствие, увеличить доходы краевых аграриев. К тому же объединение территорий под одним руководством и подчинение их единым целям экономического развития будет способствовать принятию взвешенных комплексных решений.
Пока, правда, не ясно, насколько проект Красноярской агломерации вообще будет ориентирован на развитие сельского хозяйства входящих в нее районов, ведь на сегодня ни одного программного документа так и не принято. Те же отрывочные данные, которые есть на сегодня, к сожалению, больше говорят об инфраструктурном, индустриальном и промышленном развитии районов, нежели о развитии сельского хозяйства. К тому же и частные инвесторы, предполагаемая доля которых в финансировании проектов агломерации составляет около 80%, могут попросту не захотеть вкладывать свои средства в столь рисковый сегодня вид деятельности.
В ожидании обещанного
- Проект Красноярской агломерации очень интересен и полезен для всех, — говорит заместитель председателя сельскохозяйственного комитета ЗС, президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края Валерий Сергиенко, — но только в том случае, если будет переведен из поля обещаний и разговоров в поле реальных действий.
Пока же говорить о перспективах районов и городов в связи с развитием Красноярской агломерации достаточно сложно, поскольку на сегодняшний день ни одного конкретного шага не сделано.
- Сейчас мы можем говорить только о перспективах, — говорит глава Манского района Юрий Мрачек, — а какими они окажутся в конкретике — это вопрос, ответ на который появится только после того, как проектные заявления будут преобразованы в реальные программные документы.
Тут надо пояснить, о каких программных документах идет речь. С самого начала деятельности государственного предприятия Красноярского края «Корпорация «Красноярск-2020» (март 2008 года), которая и занимается развитием агломерации, ее работа должна была быть регламентирована тремя программными документами: стратегией развития агломерации, схемой ее территориального планирования и собственно комплексной инвестиционной программой. На сегодняшний день фактически ни один из этих документов до конца не разработан и не принят (по плану руководства корпорации первые два документа появятся к концу этого года). Может быть, именно этим объясняется нежелание глав некоторых территорий, вошедших в состав агломерации, говорить о перспективах. «ВК» за неделю подготовки материала так и не удалось связаться с главами Дивногорска, Сосновоборска и Железногорска. Опрошенные же надеются на то, что их пожелания, высказанные руководству»Корпорации «Красноярск-2020» осенью прошлого года, будут учтены.
- Мы подробнейшим образом изложили все существующие сегодня в районе проблемы и перспективы развития, — говорит Мрачек, — и надеемся, что они не останутся без внимания.
Это, однако, может оказаться проблемой, как и адекватность самой стратегии. Ведь за несколько месяцев работы над данным документом руководству корпорации, по имеющейся у «ВК» неофициальной информации, предлагались варианты, которые мало отвечали экономическим реалиям региона.
Вообще отсутствие конкретных действий настораживает — проекту агломерации уже более полутора лет, а реальных дел так и не видно.
- У нас сегодня на все один ответ, — говорит Сергиенко, — кризис, и им объясняются любые проблемы. Хотя, если быть откровенным, помимо этого есть еще и инертность мышления, и отсутствие законодательного закрепления инициатив, да и дефицит квалифицированных управленческих решений и настойчивости тоже внес свою лепту. Без реальных действий город все равно будет развиваться и двигаться в сторону районов, правда, происходить это будет бессистемно и стихийно.
Говорить же об интересах и развитии районов в такой ситуации вообще не приходится — город просто поглотит их, и, вполне возможно, уже к 2020 году.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»