VIII Международную красноярскую музейную биеннале ее организаторы посвятили осмыслению темы «Даль». Для Сибири с ее бескрайними пространствами выбор темы как нельзя более удачен. Что подтвердилось и на практике — по признанию экспертов, экспозиционная часть биеннале в этом году особенно сильная. Форум состоялся при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Даль приблизилась
39 художников, 17 музейных коллекций. География участников обширна — от Крайнего Севера до Австрии и Голландии. Идейное разнообразие впечатляет не меньше, чем географическое, — об уникальности и полной непохожести представленных проектов можно говорить без малейшего преувеличения. Как признавались члены жюри, им было непросто определить лучших. Однако если в чем-то с их решением согласились не все, имя будущей обладательницы Гран-при, похоже, ни у кого не вызывало сомнений еще до открытия биеннале. Проект голландской художницы Марьян Тиувен «Разрушенный дом Красноярска» — масштабная инсталляция, где архитектурное пространство старого жилого дома на ул. Дзержинского, 12 художественно переосмыслено. В результате творческой деконструкции появилось необычное объемное произведение современного искусства. Жаль, что недолговечное — этот проект можно увидеть только до конца недели. Так что поспешите.
Весьма оригинален и подкупающе прост и проект лауреата диплома I степени московского художника Алены Кирцовой «Небо — Берег — Река». В пространстве биеннале его не так-то легко обнаружить — авторская композиция стала частью дизайна Красноярского музейного центра. И настолько гармонично вписалась в интерьер, что представить стены музея без этого строгого и в то же время весьма медитативного графического решения теперь невозможно.
У известного красноярского художника Виктора Сачивко, обладателя Гран-при предыдущей биеннале, в этом году представлено сразу несколько проектов. Но и зрителей, и жюри просто заворожила его инсталляция «Во сне». Художник изобразил спящего человека и визуализировал то, что ему в этот момент снится — сны у его героя явно цветные и радостные.
Другой неизменный участник музейных биеннале в Красноярске — неисправимый выдумщик и провокатор Василий Слонов тоже продемонстрировал несколько своих новых идей. Герой одного из его проектов, звездочет, настолько глубоко увлекся созерцанием звезд, что даже пропустил их через себя. И наружу это вышло… Да как и обычно из человека все выходит. Слонов в очередной раз не отказал себе в удовольствии эпатировать публику.
Эпатажные, провокационные, объемные, графические, с использованием видео — на биеннале нашлось место разным идеям. При всей несхожести выразительных средств основную задачу — осмысление темы «Даль» — участники форума выполнили, единый контекст объединяет все коллекции. И через призму взгляда художников что-то из этих отдаленных далей стало ближе и понятней и нам, зрителям. Совпадение случайное (хотя — случайное ли?..), но часть проектов на нынешней биеннале оказалась посвящена военной теме. Нечаянная параллель со Второй мировой войной, 70-летие с начала которой мир как раз отмечал в дни работы биеннале…
Простор для дискуссий
Помимо собственно экспозиционной части на биеннале прошло и немало круглых столов, посвященных различным проблемам искусства. Уже не первый год поднимается вопрос о взаимоотношениях музейщиков и художников. И всякий раз кто-то неизменно сетует, что на этом форуме, который изначально задумывался как музейный, все большее пространство занимают проекты художников. Но в подобные дискуссии вступают не все. Богучанский музей, который при пожаре несколько лет назад лишился львиной доли коллекции, пошел по другому пути — пригласил художников Сергея Ковалевского и Вадима Марьясова для оформления своей новой экспозиции. И что самое революционное — не как оформителей, а как полноценных соавторов. Результатом музейщики довольны — необычное современное решение вызвало интерес у разных поколений богучанцев.
Весьма оживленный диалог возник и на круглом столе, посвященном взгляду на современную городскую среду с точки зрения искусства. В главном художники и архитекторы были единодушны — да, осваивать пространство надо. Но вопрос «как?» до сих пор остается открытым. Отчасти новый взгляд на эту проблему и пытается предлагать биеннале — взять хотя бы тот же «Разрушенный дом» Марьян Тиувен или проект «Взгляд архитектора» (красноярские авторы Борис Шаталов, Дмитрий Кобец, Артем Элле и Евгений Ковалев) — его и сейчас можно увидеть, проходя мимо Дома архитектора по ул. Дубровинского, 58. Но все же подобные шаги пока еще очень несмелые. Вряд ли стоит пенять на неготовность публики — похоже, большинство наших художников еще просто не созрели для выхода в открытое пространство. И это предмет для дальнейших дискуссий.
Имена лауреатов названы, но итоги биеннале подводить пока преждевременно — все экспозиционные проекты будут демонстрироваться в Красноярском музейном центре еще два месяца.
Фоторепортаж со VIII Международной красноярской музейной биеннале
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»