Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Гиганты умирают стоя

Гиганты умирают стоя

25.09.2009
3

Каким будет АвтоВАЗ после смерти?

Этот год в 43-летней истории Волжского автозавода в Тольятти займет свое, особенное место. Он точно не станет последним для завода, и через 7 лет вся страна еще будет отмечать полвека АвтоВАЗа, вот увидите. Но что будет выпускать предприятие в Тольятти и как оно будет называться, сегодня не возьмутся предсказать даже самые смелые эксперты-футуристы. Что угодно, только не «жигули» и «лады».

На прошлой неделе руководство волжского автогиганта объявило о сокращении 5 000 сотрудников. Приказом директора предприятия Игоря Комарова они будут уволены к 14 декабря этого года. Для 110-тысячного коллектива предприятия это лишь малая толика — 4,5 %. Для города Тольятти с населением в 720 000 человек, в котором общее число безработных исчисляется 11,5 тысячи, — это настоящая катастрофа. Представьте себе, что в Красноярске сократили бы весь коллектив КрАЗа (4,5 тысячи человек на начало 2009 года), что происходило бы в городе с рынком труда и социальной стабильностью?

Впрочем, пятью тысячами уволенных дело, скорее всего, не ограничится. Сегодня эксперты называют куда более серьезную цифру — 36 тысяч уволенных, то есть более трети трудового коллектива предприятия! Да, в это число попадают 11 тысяч работающих на заводе пенсионеров и еще 20 тысяч сотрудников предпенсионного возраста. Однако тихо дожидаться пенсии автовазовцы не хотят — местные профсоюзы уже поднимают заводчан на митинги протеста, грозя властям очередным Пикалево куда более серьезного масштаба (численность населения Тольятти в 16 раз больше).

Что же делать с заводом, который нельзя ни закрыть, ни остановить и который при этом производит настолько неконкурентоспособную продукцию, что никакие меры господдержки не могут помочь сбыту? Над этим сейчас ломают головы экономисты всех мастей, предлагая различные варианты — один фантастичнее другого.

Калина, малина, машина

Самый простой способ — продолжить на АвтоВАЗе производство автомобилей собственной марки. Для этого, правда, требуется поставить на конвейер новую модель — такое условие поставила перед руководством завода в Тольятти министр экономического развития Эльвира Набиуллина. На недавнем форуме в Сочи она заявила, что государство готово предоставить АвтоВАЗу свои гарантии при условии появления плана по оздоровлению экономики предприятия, выхода на платежеспособность и создания новой конкурентоспособной модели автомобиля.

Госгарантии АвтоВАЗу были бы очень кстати — его общая задолженность по банковским кредитам составляет 37 миллиардов рублей, из которых 14 миллиардов Сбербанку, вообще-то, надо было возвращать еще в сентябре (запомним эту цифру). В случае если государство закроет хотя бы половину этого долга и на 2/3 возьмет на себя субсидирование процентов по кредитам, общая сумма госпомощи предприятию достигнет 30 миллиардов рублей. Много это или мало? Если вспомнить, что только весной Владимир Путин после посещения завода (и приобретения автомобиля «Шеви-Нива») выделил АвтоВАЗу 25 миллиардов рублей, которые предприятие «проело» за лето, то становится понятно, что никакие 30 миллиардов не спасут колыбель российского автопрома.

Для порядка упомянем, что постановка на конвейер новой модели обойдется предприятию, по самым скромным подсчетам, в 600—800 миллионов рублей, что позволит наладить выпуск 80 000 автомобилей год. Игра (за госгарантии), таким образом, явно стоит свеч, но вот где взять эту новую модель — большой вопрос. В принципе, в прошлом году АвтоВАЗ потратил 220 миллионов евро на лицензии на производство и сборку агрегатов компании «Рено», которой принадлежит блокирующий пакет акций завода. Но в кратчайшие сроки запустить ее в массовое производство просто нереально.

Сберегательный «Опель»

Другим вариантом реинкарнации АвтоВАЗа может стать выпуск автомобилей марки «Опель», ранее принадлежавшей компании General Motors. Для того чтобы сделать подобное предположение, достаточно сопоставить два факта. Первый — Сбербанк совместно с канадской компанией «Магна» только что приобрели контрольный пакет немецкого автогиганта. Второй — перед российским автопромом стоит необходимость срочно наладить массовое производство в России недорогих автомобилей европейского качества. Можно вспомнить и третий факт — те самые 14 миллиардов, что АвтоВАЗ должен был заплатить Сбербанку в сентябре и явно не заплатит. Что мешает Сбербанку взять пакет акций завода в Тольятти и развернуть там производство «опелей»?

Увы, преград на пути к процветанию завода в Тольятти еще больше, чем кажется. В России есть как минимум два завода, более подходящих для выпуска «опелей». Это сборочное производство General Motors под Санкт-Петербургом (там сейчас производят внедорожник «Опель-Антара») и … автозавод ГАЗ, что в Нижнем Новгороде. Там ситуация еще хуже, чем на АвтоВАЗе, где худо-бедно, но производят «калины» и «самары». А вот судьба «Волги-Сайбер», которую пытались делать на ГАЗе из «Крайслера-Себринг», откровенно плачевна — в этом году на заводе выпустят менее тысячи «сайберов».

Не будем забывать и о заводах «Опель» в Германии, Англии и Бельгии. Приобретая торговую марку у General Motors, Сбербанк и «Магна» подписали целый ряд условий, которые, в частности, предусматривают инвестирование серьезных средств в эти предприятия и сохранение большей части персонала. Вряд ли кто-то помешает новым владельцам вывезти опелевские технологии в Россию и сделать на ГАЗе очередной автоклон европейской марки, но спрос на него в Европе точно будет ниже плинтуса, особенно в условиях нынешнего затоваривания складов автомобилями.

Детали, гибриды, игрушки

Самый реальный вариант для АвтоВАЗа (и самый логичный с точки зрения основ бизнеса) — это прекратить производство товаров, не пользующихся спросом, и начать выпуск товаров, на которые спрос имеется. Осталось только придумать, что это за товары. Идеальный для России ответ — нефть или газ — здесь, увы, не подходит. Придется рассмотреть другие варианты.

Самое очевидное предложение — производство автомобильных компонентов (читай — запчастей) к автомобилям иностранного производства. Если вдуматься — отличная идея. Население России будет ездить на иномарках, а в Тольятти будут делать недорогие (и качественные?) запчасти для наиболее популярных моделей. «Рено» (а значит, и «Ниссан»), к примеру, готово наладить такое производство на АвтоВАЗе в ближайшее время, понимая, что это создаст дополнительные условия для продаж их автомобилей на российском рынке. Главный минус такого варианта в том, что дабы начать по-настоящему массовое производство запчастей к самым популярным моделям иномарок, АвтоВАЗу придется заключить лицензионные соглашения с ведущими мировыми автогигантами. Ну и опять же большинству поставщиков комплектующих для АвтоВАЗа, скорее всего, придется закрыть либо серьезно модернизировать свое производство, о качестве которого ходят легенды.

Другая идея (прозвучавшая от правительства России, между прочим) — наладить на АвтоВАЗе производство детских электромобилей, — говорят, возмутила заводчан до глубины души. Видимо, перспектива превратить волжский автогигант в игрушечную фабрику олигархов пугает больше, чем вариант остаться без работы вообще.

Есть еще смелая идея развернуть на АвтоВАЗе производство электромобилей, или, точнее, «гибридов» (автомобилей с бензиновым и электродвигателем). Вся прогрессивная автомобильная общественность давно ведет разработки в этом направлении, понимая, что нефти в мире осталось лет на 15—20. В нашей стране об этом, понятно, никто не задумывается (мы дальше 2012 года-то не заглядываем).

Наконец, третий и самый красивый вариант — это наладить на АвтоВАЗе… утилизацию старых автомобилей. По оценкам экспертов, под программу утилизации, объявленную правительством, сегодня в России попадает более 54 % автопарка, или около 15 миллионов автомобилей! При этом предприятий по разборке старых авто в глобальных масштабах в России просто не существует. И чем строить новые заводы для этих целей, может быть, стоит перепрофилировать на это АвтоВАЗ? И тогда в Тольятти вернутся умирать миллионы «жигулей» и «лад», когда-то выпущенных на этом заводе, а заодно и «волг», «москвичей», даже «запорожцев»… И колыбель российского автопрома превратится во всероссийский автомобильный колумбарий… А ездить мы будем на «тойотах», «фордах» и «ниссанах». Красиво, правда?

Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать