Каким будет АвтоВАЗ после смерти?
Этот год в
На прошлой неделе руководство волжского автогиганта объявило о сокращении 5 000 сотрудников. Приказом директора предприятия Игоря Комарова они будут уволены к 14 декабря этого года. Для
Впрочем, пятью тысячами уволенных дело, скорее всего, не ограничится. Сегодня эксперты называют куда более серьезную цифру — 36 тысяч уволенных, то есть более трети трудового коллектива предприятия! Да, в это число попадают 11 тысяч работающих на заводе пенсионеров и еще 20 тысяч сотрудников предпенсионного возраста. Однако тихо дожидаться пенсии автовазовцы не хотят — местные профсоюзы уже поднимают заводчан на митинги протеста, грозя властям очередным Пикалево куда более серьезного масштаба (численность населения Тольятти в 16 раз больше).
Что же делать с заводом, который нельзя ни закрыть, ни остановить и который при этом производит настолько неконкурентоспособную продукцию, что никакие меры господдержки не могут помочь сбыту? Над этим сейчас ломают головы экономисты всех мастей, предлагая различные варианты — один фантастичнее другого.
Калина, малина, машина
Самый простой способ — продолжить на АвтоВАЗе производство автомобилей собственной марки. Для этого, правда, требуется поставить на конвейер новую модель — такое условие поставила перед руководством завода в Тольятти министр экономического развития Эльвира Набиуллина. На недавнем форуме в Сочи она заявила, что государство готово предоставить АвтоВАЗу свои гарантии при условии появления плана по оздоровлению экономики предприятия, выхода на платежеспособность и создания новой конкурентоспособной модели автомобиля.
Госгарантии АвтоВАЗу были бы очень кстати — его общая задолженность по банковским кредитам составляет 37 миллиардов рублей, из которых 14 миллиардов Сбербанку,
Для порядка упомянем, что постановка на конвейер новой модели обойдется предприятию, по самым скромным подсчетам, в
Сберегательный «Опель»
Другим вариантом реинкарнации АвтоВАЗа может стать выпуск автомобилей марки «Опель», ранее принадлежавшей компании General Motors. Для того чтобы сделать подобное предположение, достаточно сопоставить два факта. Первый — Сбербанк совместно с канадской компанией «Магна» только что приобрели контрольный пакет немецкого автогиганта. Второй — перед российским автопромом стоит необходимость срочно наладить массовое производство в России недорогих автомобилей европейского качества. Можно вспомнить и третий факт — те самые 14 миллиардов, что АвтоВАЗ должен был заплатить Сбербанку в сентябре и явно не заплатит. Что мешает Сбербанку взять пакет акций завода в Тольятти и развернуть там производство «опелей»?
Увы, преград на пути к процветанию завода в Тольятти еще больше, чем кажется. В России есть как минимум два завода, более подходящих для выпуска «опелей». Это сборочное производство General Motors под Санкт-Петербургом (там сейчас производят внедорожник «Опель-Антара») и … автозавод ГАЗ, что в Нижнем Новгороде. Там ситуация еще хуже, чем на АвтоВАЗе, где худо-бедно, но производят «калины» и «самары». А вот судьба «Волги-Сайбер», которую пытались делать на ГАЗе из «Крайслера-Себринг», откровенно плачевна — в этом году на заводе выпустят менее тысячи «сайберов».
Не будем забывать и о заводах «Опель» в Германии, Англии и Бельгии. Приобретая торговую марку у General Motors, Сбербанк и «Магна» подписали целый ряд условий, которые, в частности, предусматривают инвестирование серьезных средств в эти предприятия и сохранение большей части персонала. Вряд ли
Детали, гибриды, игрушки
Самый реальный вариант для АвтоВАЗа (и самый логичный с точки зрения основ бизнеса) — это прекратить производство товаров, не пользующихся спросом, и начать выпуск товаров, на которые спрос имеется. Осталось только придумать, что это за товары. Идеальный для России ответ — нефть или газ — здесь, увы, не подходит. Придется рассмотреть другие варианты.
Самое очевидное предложение — производство автомобильных компонентов (читай — запчастей) к автомобилям иностранного производства. Если вдуматься — отличная идея. Население России будет ездить на иномарках, а в Тольятти будут делать недорогие (и качественные?) запчасти для наиболее популярных моделей. «Рено» (а значит, и «Ниссан»), к примеру, готово наладить такое производство на АвтоВАЗе в ближайшее время, понимая, что это создаст дополнительные условия для продаж их автомобилей на российском рынке. Главный минус такого варианта в том, что дабы начать
Другая идея (прозвучавшая от правительства России, между прочим) — наладить на АвтоВАЗе производство детских электромобилей, — говорят, возмутила заводчан до глубины души. Видимо, перспектива превратить волжский автогигант в игрушечную фабрику олигархов пугает больше, чем вариант остаться без работы вообще.
Есть еще смелая идея развернуть на АвтоВАЗе производство электромобилей, или, точнее, «гибридов» (автомобилей с бензиновым и электродвигателем). Вся прогрессивная автомобильная общественность давно ведет разработки в этом направлении, понимая, что нефти в мире осталось лет на
Наконец, третий и самый красивый вариант — это наладить на АвтоВАЗе… утилизацию старых автомобилей. По оценкам экспертов, под программу утилизации, объявленную правительством, сегодня в России попадает более 54 % автопарка, или около 15 миллионов автомобилей! При этом предприятий по разборке старых авто в глобальных масштабах в России просто не существует. И чем строить новые заводы для этих целей, может быть, стоит перепрофилировать на это АвтоВАЗ? И тогда в Тольятти вернутся умирать миллионы «жигулей» и «лад»,
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»