Зарплата краевых работников культуры в разы ниже, чем в соседних регионах
В этом году набор в творческие вузы и колледжи Красноярского края несколько уменьшился по сравнению с недавним прошлым. Отчасти свою негативную роль в этом сыграли демографическая яма и недостаточная подготовленность абитуриентов к введению ЕГЭ. Но спад интереса к некоторым профессиям (прежде всего музыкальным) наблюдается в крае уже на протяжении ряда лет.
Старт на элитарность
Первого сентября в небольшом дворике перед Красноярским хореографическим колледжем было не протолкнуться. В новом учебном году в колледж взяли сразу 50 студентов, на оба отделения - классического балета и народного ансамбля. Обычно «народников» набирают раз в пять лет. Но Ансамблю танца Сибири им. Годенко потребовалось срочное кадровое омоложение. Кстати, именно для стабильного пополнения трупп ансамбля и Красноярского театра оперы и балета тридцать лет назад был создан этот колледж. Остальным коллективам приходится пока искать себе молодое пополнение в других местах.
- Мы бы с удовольствием увеличили набор, чтобы наших выпускников хватало всем балетным труппам и ансамблям края, - заметил новый художественный руководитель колледжа Аркадий Зинов, - но некуда. Видите, какое у нас маленькое здание? Особо не развернуться... И в общежитии мест недостаточно, чтобы принимать больше иногородних.
Тем не менее, как считает Зинов, интерес к балету у молодежи не угасает, и конкурс в колледж есть всегда. А в дальнейших планах его руководства - сделать нашу балетную школу элитной, не уступающей питерской и московской. Первые шаги к этому уже делаются: колледж ставит своими силами балет «Шопениана». В будущем выпуск новых самостоятельных постановок под руководством опытных хореографов станет здесь регулярным.
Повышенный спрос
Необходимость в приглашении профессиональных режиссеров для работы со студентами осознают и педагоги театрального факультета Красноярской академии музыки - спектаклей, выпущенных собственными силами, для полноценной подготовки будущих артистов драмы явно недостаточно. Как признался мастер одного из курсов Александр Истратьков, он очень хочет, чтобы с его студентами что-нибудь поставил главный режиссер краевой драмы Олег Рыбкин.
А еще молодым актерам не мешало бы почаще выезжать со своими спектаклями на студенческие театральные фестивали. В прошлом году курс народного артиста России Валерия Дьяконова отлично показался на фестивале в Ярославле со спектаклем «Корабль дураков» Н. Коляды. Подобная практика для студентов должна стать постоянной. Ибо не только придает им уверенности в себе - это шанс показаться потенциальным работодателям. Что немаловажно, учитывая, что никаких гарантий трудоустройства им вуз не предоставляет.
Работу, впрочем, находят все. И в большинстве своем - по специальности. Конечно, актеры стремятся попасть в большие театры, и у них это неплохо получается - наши выпускники востребованы в Красноярском театре им. Пушкина, в театрах Новосибирска, Омска, Самары, Москвы. А вот с пополнением театров малых городов края дело обстоит гораздо хуже - в лучшем случае, едут в Норильск или Минусинск. После отмены обязательного распределения это серьезная и, увы, пока не решаемая проблема.
Притом что стабильный набор на актерские специальности - будь то артист балета, оперы, драмы или музыкальной комедии - в учебных заведениях края был в любые времена. При среднем наборе (30 человек) на театральный факультет академии обычно не меньше 100-150 претендентов, а то и больше. В этом году их, правда, недотянуло и до сотни. Что, по мнению проректора академии по творческой работе Светланы Войткевич, связано как раз с ЕГЭ: сколь бы ни был актерски одарен абитуриент, при низких баллах ЕГЭ ему в вуз не поступить. Но проректор не сомневается, что в последующие годы все войдет в привычную колею.
Второй год как восстановили набор на специальность «актер музыкального театра» в Красноярском колледже искусств им. Иванова-Раткевича. Мастера курсов - красноярские режиссеры Василий Вавилов и Вячеслав Цюпа. И, как говорит заведующая отделением по этой специальности Любовь Лаврушева, некоторыми ее студентами уже заинтересовались в Красноярском музыкальном театре. Что подтвердила и директор театра Наталья Русанова.
Опора - на педагогику
Профессия художника всегда пользовалась в Красноярске популярностью. Что не удивительно - это единственный город за Уралом, где можно пройти полный цикл образования по этой специальности: от детской художественной школы до института и творческих мастерских Российской академии художеств. Да и суриковские традиции в Красноярске не утрачены.
Вот и в этом году ни училищу им. Сурикова, ни художественному институту на недобор жаловаться не приходится. Единственное, как признает ректор института Александр Покровский, незначительный спрос на специализацию «скульптура». Но, по его мнению, это связано прежде всего с тем, что скульпторов сегодня практически не готовит среднее звено - художественные училища. Нет такой специальности и в училище красноярском: скульптура - слишком затратное занятие, требующее немалых материальных ресурсов.
Зато, как с удовлетворением отметил ректор, в этом году выровнялся набор на специальности академические и дизайнерские. До недавнего времени популярность последних доминировала. Сегодня же молодежь возвращается к базовым направлениям изобразительного искусства. И что особенно отрадно - учиться живописи приходит больше парней. Впечатляющая тенденция, особенно в условиях финансового кризиса.
Что же касается трудоустройства, по словам Александра Покровского, многие его сегодняшние выпускники идут в педагогику. Госзаказа на изобразительное искусство в стране давно нет, и преподавание для художника - чуть ли не единственный гарантированный заработок, хоть и небольшой. Кто-то остается преподавать в институте, кто-то идет работать в училище и художественные школы краевого центра. Проблема в том, что в районы края - при нищенской зарплате и без перспективы жилья - практически никто не едет. Если и дальше так пойдет, о художественном образовании детей в глубинке придется забыть...
Престиж в минусе
Что уже происходит сегодня с музыкальным образованием. На подготовку профессионального музыканта нужно 17-20 лет. Профессия штучная, и на каждую специальность в средние и высшие учебные заведения края в среднем набирают от одного до восьми человек. На некоторые, например на фортепиано, до 12, на инструменты народного оркестра в колледж им. Иванова-Раткевича готовы были взять и двадцать. Но желающих учиться на этом отделении в нынешний набор оказалось в два раза меньше. Невысок конкурс (повсеместно) и на другие исполнительские специальности - один-два человека на место. Взаимосвязь очевидна: все меньше и меньше детей идут учиться музыке, еще меньше выпускников музыкальных школ выбирают музыку своей профессией. Нет конкурса при приеме, нет здоровой конкуренции - откуда взяться престижу профессии?
Причем на пополнение выпускников-музыкантов из других регионов, как утверждает главный дирижер Красноярского академического симфонического оркестра Марк Кадин, можно не рассчитывать.
- Какой музыкант из Новосибирска или Екатеринбурга захочет работать в Красноярске, если условия там в разы лучше, чем здесь? - резонно спрашивает Марк Львович. - На собственное жилье надежды нет, но ведь и зарплата в Красноярске невысокая. У нас в оркестре она в среднем 15 тысяч рублей. А в Екатеринбурге - в два-три раза выше. В нашем оркестре давно есть вакансия гобоиста, но найти на нее достойного оркестранта мы не можем.
В Красноярском камерном оркестре, как говорит его художественный руководитель Михаил Бенюмов, зарплата музыкантов и того меньше - в среднем наполовину. Коллектив традиционно набирался из студентов и выпускников академии музыки и театра. Но лучшие из них тоже вряд ли в нем надолго задержатся при таких условиях. Концертмейстер оркестра Евгений Прокопьев недавно уехал в Москву. А музыканты в Красноярске вынуждены работать параллельно в нескольких оркестрах - и ради заработка, и потому, что оркестрантов на каждый коллектив не хватает.
Но проблема низкого социального статуса музыкантов в России не только в невысокой оплате труда, считает профессор Бенюмов (в некоторых других регионах страны она вполне достойная). Чтобы подготовить профессионального музыканта, по мнению Михаила Иосифовича, необходимы три составляющих: ранний старт ученика, его одаренность и талант учителя. Идеальные условия, где можно было бы все это объединить, - специализированная школа для одаренных детей, где уклон был бы именно в профессию (по примеру Центральной музыкальной школы в Москве). Но в Красноярске такой школы нет, несмотря на все усилия педагогической музыкальной общественности. И надежды на ее появление у педагогов все меньше.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»