Финансовая политика Красноярска убивает любительскую сцену
Малые театры пользуются немалой популярностью у горожан. Ежегодно их посещает около 4 тысяч красноярцев. Однако политика городских властей в вопросе их финансирования такова, что ни развиваться, ни просто нормально работать не получается. Неудивительно, что таких театров в городе только два.
Финансовый тормоз
В отличие от ряда других городов Красноярского края, в которых существуют муниципальные театры, как, например, в Минусинске, Лесосибирске или Мотыгино, Красноярск таковыми похвастаться не может. Тут надо пояснить, что речь идет о театре как комплексе, в котором существуют все причитающиеся ему атрибуты (постановочный и хозяйственный комплекс и т. п.).
В Красноярске существует лишь институт так называемых народных театров, которых в городе два: театр «Орфей», существующий при ДК «Кировский», и «Наш театр», являющийся частью муниципального учреждения культуры «Творческий экспериментальный центр» (МУК «ТЭЦ»). Причем собственно городское подчинение и, соответственно, финансирование имеет только «Наш театр». «Орфей» же получает деньги исключительно от ДК.
- Все деньги, поступающие из города, идут на счета Дворца культуры, — поясняет руководитель театра Людмила Духанина, — мы этими деньгами не распоряжаемся. Мы видим только то, что нам выделяет руководство дворца.
Называть конечные суммы, которыми оперирует театр, Духанина не стала. Дозвониться же до директора ДК «Кировский» оказалось сложной задачей: как впоследствии пояснил один из его подчиненных, «он часто уезжает на разного рода встречи, и застать его действительно трудно».
Несколько иначе складывается ситуация с финансированием «Нашего театра».
- Изначально, — рассказывает художественный руководитель МУК «ТЭЦ» и «Нашего театра» Григорий Шевцов, — мы имеем две ставки — директора и художественного руководителя. После подтверждения звания «народного» получаем дополнительные ставки — художника, режиссера и сторожа.
Общий размер выделяемых на эти нужды денег по «Нашему театру» составляет около 200 тысяч рублей в год. Помимо этого театрам оплачиваются только коммунальные платежи, аренда помещений и временами текущий ремонт. Этим финансирование и ограничивается. Ни о каких средствах на реставрацию, модернизацию и техническое оснащение речи не идет, равно как и о финансировании творческого процесса.
- Я не могу ни купить фонограммы для спектаклей, ни заказать музыку, ни пошить профессионально костюмы, ни заказать декорации, — сокрушается Шевцов. — Все приходится делать самим. Единственная возможность привлечения денег на театральные нужды — это договариваться с компаниями, рассчитываясь потом или бесплатными спектаклями, или другими мероприятиями типа новогодних утренников для детей сотрудников. Основным же источником финансирования
Всяк сверчок…
Зарабатывать сами театры тоже не в состоянии.
Причем каждый год таким театрам, как «Орфей» и «Наш театр», устанавливается план сборов, правда, тут уже не спускается сверху, а закладывается самим руководством театров. Заявлять мизерный объем сборов театру просто не позволят, а сколь-либо большой театры и сами не станут — при существующей ценовой политике они просто не заработают столько. К тому же объем финансирования никак не зависит от того, сколько театры зарабатывают.
- В этом году, — рассказывает Шевцов, — мы заявили план в пределах 80 тысяч рублей. Политика города, однако, такова, что получить больше мы просто не можем — по сути, должны перечислить эти 80 тысяч в город и прекратить деятельность в этом году. Возможности заработать больше и пустить эти деньги на развитие театра просто нет — этого делать нельзя.
Чтобы хоть
Ежегодно, по словам худрука «Нашего театра», через малые театры проходит до 4 тысяч зрителей — не самый низкий спрос. Однако смогут ли они и в дальнейшем отвечать запросам населения и выдавать нормальный продукт при таком подходе к финансированию — не ясно. Пока малые театры находятся в состоянии, когда ни нормально жить и работать, ни спокойно умереть им не дают.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»