Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Заглянуть в «окно»

Заглянуть в «окно»

01.10.2009
2

Государственная идея стала основой коммерческого проекта

Количество рассмотренных Красноярским УФАС дел по «коррупционным» статьям в 2009 г. выросло почти втрое по сравнению с 2008 г. В первом полугодии прошлого года их число составило 56, нынче 151. По мнению заместителя руководителя краевого УФАС Олега Харченко, любой чиновник от таких цифр должен испытать шок.

Олег Харченко хочет, чтобы директоры МФЦ засуетилисьПрежде статистика не была такой свирепой. В 2006 г. по статьям 15 × 16 («коррупционным») антимонопольного законодательства рассмотрено 35 дел, в 2007 г. — 41, в прошлом, как сказано, их число увеличилось еще на 15 дел… Но не втрое же! Еще один, не менее впечатляющий пример. Три года назад в первом полугодии антимонопольщики выявили 16 нарушений при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В 2007 г. число выявленных нарушений за тот же период составило 75. В прошлом году их стало уже 207, а в нынешнем — 362. Притом что год назад было проведено восемь проверок (в 2006 г. — десять), а в первом полугодии 2009 г. — семь. Проверок меньше, нарушений — больше.

- Такая статистика должна шокировать любого чиновника, — говорит Олег Харченко. — Однако число нарушений не снижается, а растет — значит, не шокирует.

Предмет недавно открывшегося интереса сотрудников УФАС — многофункциональные центры (МФЦ). Проект призван реализовать в регионах принцип «одного окна», когда посетитель, желающий получить справку, приходит не к чиновнику, а к оператору услуги. Дело просителя — внятно сформулировать просьбу, дело оператора — через отведенное регламентом время выдать первому необходимые бумаги. Готовые, с печатью. Модель активно внедряется Федерацией в регионах и объективно, конечно, полезна. Однако край пошел своим путем. При создании таких центров было допущено, по мнению Харченко, грубейшее нарушение действующего законодательства. МФЦ регистрируются не как ГУ — государственные учреждения, а как ГП — государственные предприятия. Согласно Гражданскому кодексу госпредприятия, как и частные, заинтересованы в первую очередь в получении прибыли, такой статус МФЦ дает им право оказывать услуги на коммерческой основе — иначе говоря, совершенно легитимно брать мзду с граждан. Это и стало предметом интереса антимонопольщиков.

- Нам тоже рекомендовано активно участвовать в работе таких центров, — рассказывает Олег Харченко. — И мы поначалу присоединились к протоколу. Задумка-то правильная: отдельно взятому гражданину не нужно ездить много раз куда-то далеко, достаточно в своем районе заглянуть в «одно окно» — и получить пакет государственных или муниципальных услуг. Но участвовать в коммерческом проекте — как-то не тот профиль. Нам говорят: «Есть свободные „окна“ — выкупайте!» Сейчас, выкупим…

По закону получается так: государственный орган, который должен оказывать услугу бесплатно, вступил в соглашение (согласованные действия) с коммерческой организацией. Коммерческая организация, выступающая оператором услуг, составляет бизнес-планы, рассчитывает получать доходы.

- Помните, Егор Гайдар говорил: «Дайте мне в аренду один метр государственной границы!» Очень похоже, — говорит замруководителя краевого УФАС.

В управлении информатизации и связи администрации Красноярска не отрицают, что МФЦ, которые только начинают создаваться (пока реально работает лишь один), действительно часть услуг готовы предоставлять на коммерческой основе. Но нарушения законодательства в этом не видят: «Дополнительные услуги могут быть платными. Например, регистрация права собственности на земельный участок».

У антимонопольщиков другое мнение: услуги, за которые государство или муниципальные власти берут деньги, известны и законом названы. Совсем другое дело — плата за право пользоваться «окном». Поэтому в настоящее время в УФАС в стадии рассмотрения дела в отношении Ростехинвентаризации (БТИ), Крастехцентра, Енисейского объединенного банка, который тесно сотрудничает с многофункциональным центром в Ачинске. В результате этого сотрудничества все предусмотренные законом платежи при обращении в МФЦ монопольно поступают на счета ЕОБ. УФАС рассматривает действия всех перечисленных организаций как соглашение (согласованные действия) органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, направленное на ограничение конкуренции, ухудшение конкурентной среды, на передачу государственных функций отдельным хозяйствующим субъектам. Такого рода дела, как правило, заканчиваются выдачей предписания о прекращении нарушения. Иначе говоря, МФЦ в результате предписаний должны сменить статус. Собственно, решение об этом уже существует, но пока ГП не спешат переходить в статус ГУ.

- На всем этом всегда есть очень личностный отпечаток, — считает Олег Харченко. — Очень ведь хорошо с точки зрения конкретного директора конкретного МФЦ: есть соглашение с органами власти — это гарант, в итоге и из бюджета капает, и сам зарабатывает… Коррупционные ограничения, действующие для государственных служащих, на него не распространяются — чего ему суетиться?

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать