Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Памятники, которых нет

Памятники, которых нет

08.10.2009
8

Из-за нового законодательства ни один красноярский объект культурного наследия не внесен в реестр

Архитектурный облик исторического центра Красноярска во многом определяется объектами культурного наследия. Их у нас 1 853, из которых 90 — федерального значения. Плюс 2 682 объекта относятся к категории «вновь выявленных». На этом конкретика заканчивается и начинаются вопросы, большинство из которых так и остаются без ответов.

Экспертный тормоз

Семь лет после принятия в 2002 году федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» никаких действий на уровне страны по урегулированию ситуации в этой отрасли не предпринималось. На уровне края — тем более, у нас долгое время вообще не было соответствующего документа — он появился только в апреле текущего года. И сегодняшняя неразбериха с памятниками — во многом следствие законодательной безынициативности. Только в июле 2009 года на уровне Федерации утвердили ряд постановлений и положений, без которых адекватное исполнение ФЗ было невозможно. Правда, и это произошло только после того, как прокуратура РФ направила представление Путину о том, что ситуация в области памятнико-охранительной деятельности находится в критической ситуации. В итоге разработаны положения о едином государственном реестре, форме паспорта, постановление о государственной историко-культурной экспертизе, инструкция о порядке установления информационных надписей и обозначений на объектах федерального значения.

Юрию Тихоновичу объектов культурного наследия не хватает- Эта серия документов обеспечит реализацию закона, — не скрывает радости начальник отдела по охране объектов культурного наследия краевого минкульта Юрий Тихонович, но тут же добавляет: — теперь у нас есть положение о государственной историко-культурной экспертизе, но не утверждено положение об аттестации экспертов. Нет людей, которые способны были бы определить ценность памятников, перевести объекты из одной категории в другую и оценить мероприятия по реставрационным работам.

В итоге все принятые в июле положения фактически не работают. Отметим, что внести объект культурного наследия в реестр, так же как и исключить из него, можно только постановлением правительства РФ, предварительно согласовав эту меру с региональным законодательным органом.

В том же июльском пакете документов фигурирует еще одна мера по наведению порядка в области охраны памятников — для формирования реестра каждому объекту необходимо присвоить регистрационный номер на основании нового паспорта. Естественно, для оформления паспорта утвержденного образца нужны заключения экспертов. А их нет. И это не говоря уже о том, что при существующем уровне финансирования на паспортизацию всех краевых памятников, по оценкам Тихоновича, понадобится 130 лет. Кстати, средств на исполнение федеральной инициативы в федеральном бюджете не предусмотрено, нагрузку переложили на регионы.

- Де-факто краевые объекты культурного наследия находятся в реестре, а де-юре нет, потому что новых паспортов, а значит и номеров, у них не существует, — отмечает Тихонович. — Нас заверили, что проект положения об аттестации экспертов разработан, и, по всей вероятности, механизм будет внедрен с 1 января 2010 года.

«Самосознание»

Еще один неоднозначный вопрос касается количества краевых объектов культурного наследия, и в первую очередь памятников архитектуры. Многие из них, находясь в центральной части города, больше напоминают дома под снос, а не объекты, охраняемые государством.

- Сарай стоит — его снести можно или нет? Надо ехать в Москву разбираться, в реестре он или нет, — рассуждает депутат ЗС, автор краевого закона об охране объектов культурного наследия Евгений Цветков. — А есть такое понятие, как «вновь выявленные объекты». Это кто-то ткнул пальцем и произнес ритуальную фразу: «Это объект культурного наследия» — и он тут же попадает под ограничения. При этом в реестр его могут внести, могут не внести. Он десятилетия относится к категории «вновь выявленных», но сделать с ним ничего нельзя. У нас памятниками объявлено все. По-хорошему, 80 % красноярских объектов культурного наследия, на мой взгляд, таковыми не являются. Их надо сносить. Вот стоит в 50 метрах от площади Революции комплекс бараков, ограниченный улицами Декабристов и Горького, — это памятники чего? Зодчества?

Юрий Тихонович, напротив, уверен — все объекты необходимо сохранить. Более того, руководитель отдела министерства культуры сокрушается, что недостаточно средств выделяется на дальнейшее выявление памятников (последние 2 года эта статья расходов составляет 1 млн рублей): «В 90-е годы процесс выявления прекратился. Белое пятно — территории Севера, хотя потенциал колоссальный».

Хотя тут же Тихонович соглашается, что даже тот перечень памятников, который у нас уже определен, не всегда адекватно обеспечен финансированием.

- Давайте объявим — все, что было построено до 1917 года, подлежит сносу, — продолжает парировать Цветков. — Или установим, что у нас один объект — часовня стоит на холме, а больше ничего нет. По крайней мере, все будет понятно и на все хватит денег.

Тихонович продолжает настаивать на своем: «Историко-культурное наследие формирует самосознание и самоидентификацию нации». Правда, назвать хоть один пример, когда нашими «памятниками» заинтересовались туристы, жители города или историки, не смог: «Мы такую информацию не отслеживаем».

Правда, в одном эксперты сходятся — необходимо повысить инвестиционную привлекательность проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, предусмотреть систему льгот и компенсаций для собственников, согласившихся проводить работы по сохранению памятника. Такая мера была прописана в проекте краевого закона, но депутаты ЗС ее не согласовали, усмотрев в ней элемент некоего лоббизма.

Сейчас в правительстве обсуждается вопрос о принятии программы по сохранению объектов культурного наследия Красноярска на ближайшие 3 года. Планируемый объем финансирования по этой программе — 1,5 млрд рублей. По мнению Тихоновича, этих денег достаточно, чтобы привести в порядок городские памятники. На объекты, историческая значимость которых ни у кого не вызывает сомнения, денег, наверное, хватит. Но дойдет ли очередь до памятников деревянного зодчества, в которых, кстати, живут люди? Тем более что на финансирование деятельности по охране объектов культурного наследия в проекте бюджета следующего года отведено всего 68 млн рублей. Это даже не капля в море гниющих развалюх, формирующих соответственное «самосознание».

Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать