В России даже политизированный школьник слышал, что офшоры — это не совсем хорошо. Ну нет статей в газетах и передач на ТВ про то, как это полезно. Партия и правительство с ними борются.
А на пользу они, как пишут, сугубо лишь офшорной аристократии, они же в менее официальных источниках — «жирные офшорные коты». А официальные товарищи, значит, борются. Но вот на последнем саммите «Большой двадцатки» зашла речь об офшорах.
Бури и гавани
Но сначала немного о самих саммитах: от великого до смешного там один шаг. И не сразу ясно, где великое уже кончилось и смешное началось. Сама «двадцатка», конечно, штука серьезная, она уже собиралась три раза и уже подменила собой «Большую восьмерку» (к слову, перечислим, кто туда входит: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, как ни странно — отдельно Евросоюз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония).
Так вот, иногда там одна фраза может перекинуть триллион долларов из места X в место Y. Иногда же бывает забавно. Так, из последнего заключения: банкам рекомендовали «сохранять большую часть прибылей для укрепления капитала и поддержки кредитования», эмитентам деривативов посоветовали «ограничивать риски по базовым активам, поощряя активы работать благоразумно». Также рекомендовано поощрять
Одна из реальных тем — «налоговые гавани», к ним и вернемся. Тут интересно посмотреть, как написали СМИ. «Страны G20 готовы применять меры воздействия к налоговым убежищам и поручили опубликовать список высокорисковых юрисдикций к февралю 2010 года». Но не совсем в едином порыве, ибо «особое мнение высказал президент РФ Дмитрий Медведев». Цитируя далее, «он заявил, что не видит ничего плохого в налоговых гаванях». Передавая слово непосредственно президенту РФ: «Это, в конце концов, вопрос национальной политики того или иного государства. Пока у нас нет единых мировых налогов, будут государства, где высокие налоги, где более низкие налоги, и мы не можем запретить предпринимателям регистрировать структуры в этих государствах».
«Офшорные коты» могут налить себе сметанки: они в курсе и в русле государственной политики. Можно сказать, герои нашего времени и страны России. Надо лишь верно цитировать. Международная цитата президента сильнее будет, чем слова его чиновников для внутреннего пользования, не так ли? В общем, выстричь, растиражировать и наклеить на щит нашего совокупного Дерипаски.
Речь не о том, что президент Медведев не прав. Сверху видно если не все, то много больше, чем снизу. И, возможно, некое общее благо всех живых существ на земле требует от РФ экономики именно офшорного типа. Так, может, снизить риторический накал борьбы с оной? Ну, может быть, действительно: любой вариант экономики, кроме компрадорской, привел бы тут к гражданской войне и террору? Ну мало ли? Так бы и объясниться с согражданами. Так, мол, и так: вынуждены опираться на олигархию, потому что на вас нельзя. Не доросли.
Впрочем, сограждане — люди непредсказуемые. Могут понять, могут не понять. Ну так хорошо, что в мире есть места, где люди понятливые. «Восьмерка» вот была, сейчас «двадцатка».
Привет из СССР
Кстати, многие склонны к такому банальному дуализму: противопоставлять логику советского и постсоветского мира, как будто там был поворот на 180 градусов. Так вот: был, конечно, поворот, но градусы там скромнее. Некоторые офшоры ЮКОСа были открыты еще в советское время. Это когда Ходорковский еще в комсомоле даже не состоял. И советская элита сидела не совсем там, где принято думать. Грубо говоря, сидела ближе к Западу, во внешнеторговых организациях, в представительствах, на финансовых потоках международного типа. И роль американских инвесторов в индустриализации
А касательно частично офшорного характера экономики СССР — звучит оно странно, конечно. Для любого идеологизированного сознания, красного ли, белого. Но тем не менее. Советская экономика, конечно, выгодно отличалась от постсоветской хотя бы наличием амортизационных отчислений. Но с пресловутыми коммунистическими офшорами ЮКОСа — не нонсенс, но элемент общей мозаики.
Вот представим, что сейчас начинается дрейф в советскую сторону, как это будет экономически? Низовая и средняя коррупция будут раздавлены, но не верхняя. Именно верхние коррупционеры будут рассказывать нам о том, сколько посажено за взятки доцентов и постовых милиционеров. «Буржуазный образ жизни» будет искореняться на уровне идеала народных масс, но в высших стратах он никуда не денется.
Торговля валютой с рук может опять стать реальным преступлением с реальным наказанием. Но большие деньги больших людей все равно останутся лежать в финансовых структурах Запада. Не может быть так, чтобы денег не было вообще ни у кого. А деньги не могут хорошо лежать там, где они нелегитимны по определению. Ну то есть небольшие деньги могут храниться пачками под матрасом, а большие будут лежать, где обычно лежат большие деньги.
То есть офшоры не истребимы построением социализма. Как ни парадоксально, именно социалистическая экономика в офшорах нуждается. Покончить с ними мог бы скорее образцовый капитализм, нежели образцовый социализм. Ну или хотя бы нормальный капитализм придал бы им
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»