С 1 января 2010 года начинает работать Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» - 212-ФЗ. По оценкам экспертов из бизнес-сообщества, государство продолжает русскую народную забаву: резать куриц, готовых нести золотые яйца. Эксперты из других сфер сдержаннее в оценках, но от оптимизма так же далеки.
Фонды в законе
Что меняет закон в существующей системе уплаты налогов? Во-первых, принципиально меняет саму систему и понятийный ряд. Единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами в Пенсионный фонд (ПФ), фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный ФМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Налоговые органы контролировать уплату взносов не будут. Контроль за исчислением и уплатой взносов в ПФ и в фонды медицинского страхования будет осуществлять Пенсионный фонд, взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам ФСС.
212-ФЗ по сути заменяет в некоторой части положения, закрепленные Налоговым кодексом РФ. Однако при этом в НК зафиксирован принцип презумпции невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ), согласно которому «лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке». Обязанность доказывания вины возлагается на налоговые органы.
- Ничего подобного во вновь принятом законе 212-ФЗ нет, - констатирует московский аудитор Борис Берхин. - То есть принцип презумпции невиновности в отношении ЕСН был, а теперь его нет.
По его словам, вызывает сомнение и право фондов, не являющихся органами государственного управления, проводить проверки, принимать решения о взимании пени и штрафов. Во всяком случае, известно о намерении некоторых лиц и организаций обратиться с соответствующим запросом в Конституционный суд РФ.
Контроль по уплате страховых взносов, диктует закон, будет осуществляться каждым фондом отдельно - как с помощью камеральных проверок, когда бухгалтеры сдают отчетные документы, так и во время выездных проверок.
- Проверки по закону должны проводиться не чаще одного раза в три года, - говорит главный бухгалтер Красноярского торгово-экономического института Лидия Коношенко. - Но даже если раз в три года из каждого фонда приходят проверяющие, это на пару месяцев способно парализовать работу бухгалтерии.
Наконец, есть серьезные сомнения в готовности самих фондов к администрированию нового закона.
- Сейчас уровень юридической подготовки работников налоговых органов таков, что налогоплательщики выигрывают в среднем две трети дел в суде, - говорит Берхин. - Это притом что Налоговый кодекс действует уже около десяти лет. Но все-таки за это время сложились какие-то более или менее постоянные кадры, имеется накопленный опыт. В фондах ничего этого нет.
Между тем в ПФР активно идут структурные преобразования. В центральном аппарате создан специальный департамент организации администрирования страховых взносов. Соответствующий отдел появился в отделении ПФР по Красноярскому краю. Как нам сообщила его руководитель Наталья Яковлева, такие же отделы и группы создаются во всех территориальных управлениях ПФ края.
- Сегодня мы активно готовимся к этой работе, - рассказала Наталья Яковлева. - Обучаем персонал, готовим методологический и программно-технический комплекс. Большая работа проводится и со страхователями. Состоялось уже около двух тысяч семинаров по истолкованию положений 212-ФЗ.
В денежном выражении
Второе изменение, особенно волнующее налогоплательщиков (с будущего года - плательщиков взносов), - изменение ставок. Точнее, теперь это уже не ставки, а, как сказано в законе, тарифы страховых взносов. Меняются они поэтапно. В будущем году работодателю вроде бы большие финансовые потрясения не грозят, общий объем уплачиваемых юрлицами взносов в фонды останется прежним: 26 процентов для предприятий, находящихся на общей системе налогообложения (ОСН), и 14 процентов для тех, кто работает по упрощенной системе (УСН) или платит единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Зато в 2011 году ставки вырастут, общий объем страховых взносов составит 34 процента, причем для всех - и для тех, кто на общей системе, и для остальных плательщиков.
Однако и будущий год не будет таким уж безмятежным для предприятий. Не меняется сумма - но меняется принцип исчисления взносов.
- Сегодня в части уплаты ЕСН действует так называемая регрессивная шкала, - поясняет финансовый директор компании «Актив Плюс» Марина Тарасова. - С 2010 года регрессивная шкала отменяется. Вместо этого устанавливается следующий порядок. Взносы взимаются с суммы начисленной зарплаты, не превышающей 415 тысяч рублей с начала года. После этого никакие взносы уже не взимаются вообще. Однако - внимание: если мы поделим 415 тысяч рублей на 12 месяцев, получим 35 тысяч. Такой должна быть минимальная зарплата сотрудников, чтобы дальше избежать уплаты взносов. Нужны комментарии?
По расчетам Бориса Берхина, за год сумма зарплатных налогов на одного работника при применении ОСН может составить максимум 107,9 тысячи рублей, при УСН и ЕНВД - 58,1 тысячи рублей. В 2011 году эти суммы существенно увеличатся (по ОСН - более 141 тысячи) из-за увеличения ставки до 34 процентов. Причем увеличатся независимо от того, какая система налогообложения применяется к конкретному предприятию.
- Пожалуй, это просто беспрецедентное повышение налогового бремени, - возмущается аудитор. - До конца 2010 года на каждый рубль начисленной зарплаты применяющим УСН и ЕНВД надо было уплатить государству 14 копеек, а с 1 января 2011 года - уже 34 копейки. Рост более чем в два раза!
Меняются условия расчетов с государством и для индивидуальных предпринимателей - как легко догадаться, тоже не к лучшему. Сегодня индивидуальный предприниматель, находящийся на ОСН, платит ЕСН как долю (26 процентов) от своего дохода. С начала 2010 года любой ИП при любой системе налогообложения должен уплачивать фиксированную сумму, равную 23 процентам от минимального размера оплаты труда за год. МРОТ у нас меняется ежегодно - значит, в 2011 году сумма увеличится.
Неужели никаких плюсов нет в новом законе? Некоторые есть. Например, отменены драконовские штрафы в ФСС за неподачу расчетов. Теперь ответственность устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате. Есть некоторые другие - их немного, и они либо перекрываются минусами, либо носят анекдотический характер.
- Не облагаются взносами выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера в пользу иностранцев и апатридов, временно пребывающих на территории РФ. То есть теперь выгоднее всего брать на работу иностранцев! - иронизирует Марина Тарасова.
Серые горизонты
Какие выводы? Тревожные. Логика принятия нового закона понятна: государство недобирает средств в Пенсионный и прочие фонды, вот и решило то, что раньше звалось налогами, направить «куда следует». Как бы заботясь об укреплении социального щита для населения. Но кто такое «население»? Это те, кто работает в тех же бюджетных организациях, в бизнесе, ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность. Чем для этого конкретного населения оборачивается забота государства?
- Сумма страховых взносов будет исчисляться и уплачиваться отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, - говорит Лидия Коношенко. - При наличии обособленных подразделений взносы уплачиваются по месту нахождения этих подразделений. У нашего института три филиала. Мы должны начислить и уплатить страховые взносы в каждый фонд отдельно по головному институту и еще раз то же проделать по каждому филиалу. Очень трудоемко.
По словам Коношенко, вероятно, с началом действия закона придется расширять штат бухгалтеров. Это, однако, частность. Аудитор Берхин в своих заключениях более категоричен:
- Применение УСН с 2011 года становится существенно менее выгодным, чем сегодня. Рост начислений с зарплаты более чем в два раза приведет к частичному закрытию мелкого бизнеса, увеличению безработицы - особенно среди тех, кто получал относительно небольшие зарплаты. Фирмы, которые платили своим работникам более 161 тысячи рублей в месяц (интересно, такие есть?!), только выиграют. Именно при таких условиях выплаты по нынешней регрессивной шкале, где максимальная ставка 26 процентов, будут выше, чем выплаты по плоской шкале со ставкой 34 процента.
По его словам, бизнес снова активно устремится в тень, вырастут масштабы обналичивания - соответственно, доходы тех преступных сообществ, которые обеспечивают такую обналичку. Ведь спрос на «черные», неофициальные зарплаты возрастет. Кроме того, вырастет количество арбитражных дел по взносам, прогнозирует Берхин.
- В связи с отсутствием у нас прецедентного права появится большое количество противоположных решений по одним и тем же поводам. Учитывая, что процедуры прописаны не так тщательно, как в налоговом законодательстве, а персонал менее опытен, возрастет масштаб коррупции, - резюмирует он.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск»