Три года назад, в октябре 2006 года в Москве была убита известная журналистка и правозащитница Анна Политковская. В январе 2009 года в Москве же был застрелен адвокат Станислав Маркелов, работавший вместе с Анной Политковской по нескольким громким делам о нарушении прав человека в Чечне. Их коллега, Наталья Эстемирова, была убита в Чечне в июле этого года. Как продвигаются расследования этих громких дел?
6 октября 2009 года в годовщину убийства Анны Политковской 17 неправительственных организаций России и Германии выступили с заявлением «За раскрытие политических убийств и правовое государство в России». В нем в числе жертв политических убийств помимо Анны Политковской, Станислава Маркелова и Натальи Меркуловой упоминаются также Фарид Бабаев (скончался от ран в ноябре 2007 года), Магомед Евлоев (застрелен в августе
Нашли и оправдали
Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в лифте собственного дома четырьмя выстрелами в упор. На месте убийства обнаружили пистолет Макарова с четырьмя стреляными гильзами. В том, что речь идет о заказном убийстве, сомнений не было сразу, но многие объявили его еще и политическим, отметив совпадение даты убийства с днем рождения тогда еще президента России Владимира Путина.
Убийство Анны Политковской раскрыто — об этом объявили еще летом прошлого года. Правоохранительные органы задержали братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, бывшего оперуполномоченного УБОП Сергея Хаджикурбанова и сотрудника ФСБ Павла Рягузова, которых следствие сочло причастными к убийству. Непосредственным исполнителем преступления называли еще одного из братьев Махмудовых — Рустама. Заказчиков убийства следствие не установило, и версии тут были самые разные — начиная от Бориса Березовского (эту версию озвучивали сотрудники органов расследования) и заканчивая Рамзаном Кадыровым, которому правозащитная деятельность Анны Политковской была явно не по нраву.
Впрочем, на суде, завершившемся в феврале 2009 года, случился неожиданный поворот — присяжные оправдали всех обвиняемых, сочтя доказательства их вины недостаточно убедительными. Понятно, что такое решение суда вызвало взрыв возмущения и подозрений, хотя как раз властям было выгодно, чтобы это дело было наконец закрыто. Но суд проявил принципиальность, и братья Махмудовы не только не понесли наказания, но и были выпущены на свободу.
Однако история на этом не закончилась. Прокуратура обжаловала решение суда, и дело Анны Политковской передали в Верховный суд, который отменил оправдательный приговор и отправил дело на новое рассмотрение. Сергей Хаджикурбанов к тому времени был снова арестован — его обвинили в вымогательстве денег у одного из свидетелей по делу Политковской, а с братьев Махмудовых взяли подписку о невыезде.
К очередной годовщине убийства правозащитницы следователи бодро отрапортовали о новых подозреваемых. Их имена официально не разглашаются, но речь, скорее всего, идет о бывшем сотруднике ГУВД Олеге Шошине, который осуществлял слежку за Анной Политковской. В настоящий момент он уже находится в СИЗО по обвинению в убийстве московского бизнесмена. Возможно, именно его показания окажутся той соломинкой, которая переломит хребет верблюду — в смысле убедит присяжных в виновности братьев Махмудовых.
А может быть, скинхеды?
19 января 2009 года в центре Москвы был убит адвокат Станислав Маркелов, только что закончивший пресс-конференцию по делу печально известного полковника Буданова. Журналистку Анастасию Бабурову, находившуюся рядом с Маркеловым и, по некоторым данным, пытавшуюся задержать убийцу, тяжело ранили, и в тот же день она скончалась в больнице. Расследование убийства взял под личный контроль генеральный прокурор России Юрий Чайка, и уже через два дня дело передали из следственного управления ГУВД Москвы в следственный комитет прокуратуры «в связи с широким общественным резонансом и дерзостью».
С тех пор прошло 10 месяцев, следствие продолжается, о результатах пока ничего не известно. Основных версий изначально было три.
Другой версией, которую следствие, похоже, считает основной, является организация убийства представителями националистских (читай фашистских) организаций. Станислав Маркелов выступал адвокатом антифашистской организации «Антифа» и не раз получал угрозы и со стороны ее противников тоже. Подтверждением работы СКП в этом направлении стала новость об обыске в квартире лидера националистического движения «Славянский союз» Дмитрия Демушкина, о которой он рассказал журналистам.
Третья версия — все тот же чеченский след. Станислав Маркелов вместе с Анной Политковской и Натальей Эстемировой довел до суда единственное дело о похищении человека в Чечне силовыми структурами и вел немало других процессов по защите прав человека на Кавказе. Символично, что 20 января указом президента Чечни Рамзана Кадырова Станислав Маркелов был награжден (посмертно) медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», а 26 января — медалью «За защиту прав человека». Ну разве можно после этого в
Таким образом, следствие по делу об убийстве Станислава Маркелова и Натальи Бабуриной продолжается, и наиболее вероятным его исходом станет доведение «фашистского следа» до признания одного из обвиняемых, к очередной годовщине со дня преступления. Главное, чтобы дело потом не развалилось в суде, как в случае с делом Анны Политковской.
На грани раскрытия
Сотрудница грозненского отделения правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова, которую многие называли главной правозащитницей в Чечне, была похищена и убита 15 июля этого года. Ее встретили у выхода из подъезда в центре Грозного, затолкали в машину, увезли в соседнюю Ингушетию и там убили. Делом Натальи Эстемировой сразу занялся следственный комитет при прокуратуре.
Изначально казалось, что у этого дела меньше всего шансов быть раскрытым в ближайшее время — в отличие от убийств Политковской и Маркеловой оно случилось в Чечне, где горы умеют хранить тайны. Правозащитники «Мемориала» открыто обвиняют в смерти Эстемировой власти Чечни и лично Рамзана Кадырова, он в ответ подает на них в суд, и «Мемориал» закрывает свое грозненское отделение. Кстати, суд против правозащитников Кадыров выиграл — правда, вместо возмещения морального ущерба в размере 10 миллионов рублей ему присудили всего 70 тысяч, но тут важен был принцип.
Тем неожиданнее стало заявление председателя СКП Александра Бастрыкина о том, что убийство Натальи Эстемировой находится на грани раскрытия. Сама по себе формулировка, как и то, что заявление было сделано на конференции, посвященной
Впрочем, вполне может оказаться, что преступление действительно может быть раскрыто в ближайшие дни, поскольку тому же Рамзану Кадырову куда выгоднее официально поставить точку в этом деле, лишний раз доказав, что в его республике все под контролем. А если и судебный процесс будет проходить в Грозном, то можно не сомневаться — конфуза с оправданием обвиняемых присяжными не повторится: двух мнений в этой республике быть не может.
Итак, все три громких дела расследуются с тем или иным успехом, и наверняка к следующей годовщине смерти Анны Политковской раскрыты (и закрыты) будут минимум два из них. Вместе с тем нельзя не признать, что желаемого эффекта организаторы убийств достигли — желающих подхватить знамя, выпавшее из рук правозащитников,
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск»