Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Маркетинговое оздоровление

Маркетинговое оздоровление

26.10.2009
6

Запрет рекламы медикаментов может усилить тягу к самолечению

Для улучшения здоровья россиян Госдума может запретить рекламу медикаментов. По задумке парламентариев, закон должен уменьшить тягу жителей страны к самолечению. Правда, эксперты рынка не видят прямой зависимости между склонностью россиян не обращаться за помощью к специалистам и рекламой.

Законопроект внес в Думу депутат от партии «Справедливая Россия» Антон Беляков. Он предложил полностью запретить рекламу безрецептурных лекарственных средств (продвижение рецептурных в СМИ уже ограничено) на телевидении и радио, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями.

В настоящий момент в России действуют законодательные ограничения рекламы рецептурных фармацевтических препаратов, соответствующие нормам, принятым в Европе и США.

- Приемлемый для стран ЕС запрет на рекламу рецептурных препаратов для РФ недостаточен, — уверен Беляков. — Так как большая часть рецептурных препаратов просто «перетекает» в безрецептурные в силу отсутствия жестких критериев в законодательстве, и доля лекарств, продаваемых по рецепту, все время уменьшается.

Хотя по данным компании «Фармэксперт», долевое соотношение объемов продаж безрецептурных и рецептурных препаратов не меняется на протяжении уже 10 лет.

Бороться с рекламой Беляков намерен с помощью внесения соответствующих поправок в статью 24 закона «О рекламе». В случае если документ будет принят Государственной думой, реклама лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения будет разрешена только внутри профессионального сообщества. Изменения не коснутся только рекламы медицинских услуг.

Основная цель, которую депутат от «Справедливой России» ставит перед собой (или, по крайней мере, заявляет), — снижение тяги населения к самолечению и ограждение россиян от этого соблазна.

- Чаще всего россияне в случае болезни просто покупают лекарства в аптеке (48 %) либо могут воспользоваться ранее купленным лекарством из домашней аптечки (45 %), — приводит Беляков данные опроса Nielsen. — 36 % ответили, что лечатся народными средствами, и лишь 17 % сообщили, что со своей проблемой обязательно отправляются к врачу.

Однако эксперты рынка не согласны с позицией депутата.

- Неверно считать, что причиной распространенности самолечения стала реклама, — уверен заместитель генерального директора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков. — 20—30 лет назад объемы рекламы лекарственных средств (и не только их) были несравнимо меньше, при этом предпочтения к самолечению были и тогда, причем приблизительно на том же уровне.

Объем рынка рекламы лекарственных препаратов и пищевых добавок составил в 2008 году около $540 млн, по данным Aegis Media/OKS. Это одна из крупнейших рекламных категорий, активно развивающихся и в кризис: например, в прессе бюджеты рекламодателей категории «Медицина, лекарства, БАД» выросли в августе по отношению к прошлому году на 4 %.

- Особой опасности для этого рынка законопроект не несет, — уверен Глушков. — Сам по себе такой запрет приведет только к перенаправлению расходов на рекламу на специализированные СМИ и Интернет и соответствующему росту цен на такую рекламу.

Вообще же действия Белякова многие эксперты признают популистскими, причем с потенциалом обратного эффекта.

- Риск отравиться витаминами или средством от насморка — это не угроза для общества, — уверена Елена Стрелецкая, кандидат медицинских наук, генеральный директор коммуникационной группы MedInform. — Таблетки от головной боли не смогут серьезно замаскировать опухоль мозга. Запрет — если он будет принят — только подстегнет волну самолечений, потому что если информацию о препаратах будут искать за пределами официальных источников, не факт, что она будет правильно представлена и истолкована, и процент негативных последствий от самолечения только увеличится.

Запрет рекламы безрецептурных лекарственных препаратов — вопрос непростой и неоднозначный. С одной стороны, реклама этих средств не запрещена законодательно, с другой же — вводит потребителей в заблуждение, зачастую приводя к переходу заболевания в разряд хронического, а то и запущенного. К тому же сейчас на рынке появляется все больше безрецептурных лекарственных препаратов, опыта применения которых у людей просто нет.

Валерий Николаев, медицинский представитель:

- Если говорить о рекламе на телевидении и в других непрофильных СМИ, то, по большому счету, она совершенно нецелесообразна — все равно основная сила продвижения медикаментов — это медпредставители и специализированные издания. То же, что идет по общедоступным каналам, к медицине, как правило, не имеет никакого отношения. Запрещение этого вида рекламы ущерба фармацевтическому рынку и его оборотам не нанесет, ведь те препараты, которые делают реальные обороты фармкомпаний, не рекламируются в СМИ да и вообще не нуждаются в рекламе такого рода.

Если же говорить с социальных позиций, то открытая реклама медикаментов должна быть запрещена. Лекарства, которые продвигаются с ее помощью, как правило, не проходили клинических испытаний, не стандартизированы и не сертифицированы в соответствии с требованиями — попросту говоря, могут оказаться опасны.

Валентина Гребенникова, заведующая кафедрой фармакологии КрасГМУ:

- Единственно уместная реклама медикаментов — это внутриотраслевая. То же, что происходит сегодня, — безобразие. Рынок медикаментов превратился из строго контролируемого врачебным сообществом в обычное «купи-продай». Это привело к тому, что первые строки в списках продаж занимают отнюдь не жизненно необходимые препараты, как это должно бы быть, а наоборот, те, без которых человек может спокойно обойтись. Причем помимо собственно препаратов такая реклама пропагандирует определенный, чаще всего неправильный, образ жизни. Прими «Мезим» и можешь объедаться, если что-то болит — не ходи к врачу, а прими «Но-шпу», и т. д.

Что же касается склонности людей к самолечению, то тут не все однозначно. Есть такой момент, как доступность услуг: если бы больной мог оперативно получить консультацию врача, а не сидеть часами в очереди на прием, то, наверное, случаев самолечения было бы меньше и никакая реклама не могла бы подвигнуть человека к этому. В текущей же ситуации реклама, конечно, провоцирует самолечение.

Марина Касьяненко, заместитель генерального директора по развитию компании «Енисеймед»:

- Рациональное зерно в таких изменениях закона, конечно же, есть. По сути, реклама продвигает один препарат в ущерб другому. Причем не всегда рекламируемое лекарство лучше аналогов и действительно отвечает потребностям больного. Но если депутаты рассчитывают, что после запрета рекламы люди пойдут в поликлиники просиживать часами в очередях, то они ошибаются — этого не будет. Причина самолечения ведь не в рекламе или доступности определенных препаратов, а в несовершенстве всей системы.

Что же касается нашей деятельности, то мы ничего не потеряем от этого закона, а скорее даже приобретем. Мы очень много вкладываем в обучение консультантов, работающих в наших аптеках, и если человеку понадобится консультация по безрецептурным препаратам, мы сможем ее предоставить на самом высоком уровне. А как следствие — получим своего лояльного покупателя.

Вадим Кожевников, руководитель межвузовского Cибирского регионального центра коррекционной педагогики, профессор кафедры специальной психологии КГПУ:

- Есть как минимум две стороны общедоступной рекламы лекарственных препаратов: медицинская и психологическая. Но в любом случае такая реклама — это преступление. Лекарство должно назначаться конкретному человеку в соответствии с особенностями его организма и течения болезни. Есть как минимум 16 причин, почему у человека может болеть голова. Рекламируемые препараты могут заглушить боль, но не вылечить заболевание. К тому же любые препараты имеют побочные действия, которые подчас доминируют над лечебными. Об этом реклама тоже молчит.

Реклама как продукт информационный может и вызывать заболевания. Вообще болезнь — это то, что мы о себе думаем. Наиболее распространенный путь возникновения эпидемий — это самовнушение: человек примеряет на себя симптоматику и начинает болеть. А реклама помимо навязывания мыслей о болезни показывает ее еще и как позитивное явление, провоцируя заболевание.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать