Рассуждение о демократии можно при желании начать откуда угодно. Можно, например, с Аристотеля. В двадцатом веке даже случилась книжка, где он ее — демократию и прочее «открытое общество» — защищал от тоталитарных идей Платона.
Немного классики
Между тем Аристотель столь же горячий сторонник демократии, как Платон — адепт коммунизма, ну то есть вообще никакой. Описав больше сотни современных ему режимов (а во времена Аристотеля каждый полис Эллады имел свой собственный режим, так что эмпирии было выше крыши), классик, как известно, поделил их все на шесть типов. Отнеся к «хорошим» монархию, аристократию и политию, к «плохим» же, соответственно, тиранию, олигархию и ту самую демократию. Три правильных формы и три вырожденных, но им соответствующих.
Власть одного, лучшего и правящего в интересах целого — монархия, власть некоторых, но лучших — аристократия, власть всех полноправных жителей полиса — полития. Тирания как власть одного, но кого попало, олигархия — власть кучки кого попало, демократия — а вот чем плохая демократия отличается от хорошей политии? Напомним, что самый лучший тип правления по Аристотелю — монархия, а худший — его вырожденный вариант, тирания. Полития и демократия отстоят друг от друга не так сильно, но отстоят. Смотрим на аристотелевскую политию: это не власть всех.
Мы говорим: «демократия античного полиса», но в нашем смысле, смысле всеобщего избирательного права взрослого населения, такого не было. Не было избирательного права у женщины и раба,
Так же примерно понимали демократию и либерализм до
Причем до
Как оно вышло?
Эмпирия подтверждает. Цари бывали выродками, но средний монарх — умнее, тоньше и решительнее среднего дворянина, тот — лучше среднего свободного мещанина, мещанин — лучше крепостного землепашца. Хотя отдельный раб может быть качеств душевных и телесных изумительных, лучше графа, но это не кроет общего правила. Главная опасность: истинная монархия, как всякое совершенство, хрупка. Сложно ставить состояние на одну карту; сложно ставить общественное благоденствие на одного человека. Такая система всегда на грани коллапса. Аристократия устойчивее, чем и лучше, еще устойчивее полития. Скажем так: падает качество функционирования в идеальном варианте системы, но улучшается качество ее работы в состояниях разболтанных, неудачных и критичных. Пожалуйста, можно выбирать. Но до
Добавим к очевидным соображениям неоптимальности демократии менее очевидные — о ее невозможности. Права, как известно, не дают. Их берут, когда до них дорастают. Можно трехлетнему ребенку дать права вождения автомашины — водить все равно не будет. Можно ученику дать право учить, а пациенту — лечить, процесс не пойдет. Будет имитация, а если
Поскольку современное общество худо-бедно, но
Тезис примерно таков: при всеобщем избирательном праве, но отсутствии всеобщей культуры этого права — обществом правит олигархия. Парадокс, но если избирательное право есть у 2% населения, то решают, скорее всего, они. При 20% суверенитет электората пожиже, но все же есть. При 100% голосующих ситуация переворачивается, и реальным политическим классом оказывается 0,01% населения. Причем таких, которых никто не выбирал и про которых в Конституции ничего не сказано. Но они — держатели ресурса, решающего любые выборы. Сэр Генри, входящий в 2% электората классической Британской империи, не манипулируем, вот в чем фишка. Он себя знает, и мир, и тебя. Тетя Мотя голосует так, как скажет начальник и телеящик, — она суверенна в
Если переходить к обобщениям, то аристократии и политии были свернуты в
Ну и просто стало бы честнее.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»