Детская литература пользуется все большей популярностью
В рамках Красноярской ярмарки книжной культуры детская литература в этом году была представлена отдельным и весьма обширным блоком, вместе с литературой образовательной. А детская программа — как игры и конкурсы для самых маленьких читателей, так и презентации новых детских книг — изначально стала неотъемлемой частью КрЯКК.
На ярмарке спрос выше
Что из года в год улетает на книжной ярмарке в Красноярске с большей скоростью — литература для детей или для взрослых, — сравнить трудно. Наверное, и в самом деле впору проводить социологический опрос, что пользуется повышенным или, наоборот, необъяснимо низким спросом у красноярских читателей. Но если говорить именно о детских изданиях, то сами издатели и книготорговцы подметили феномен — незнакомые широкому кругу читателей книги неизвестных писателей на ярмарке продаются куда эффективнее, чем в книжных магазинах. И это особенность не только Красноярска.
Помнится, два года назад детский писатель Валентин Постников на встрече со своими читателями с сожалением говорил, что лучше всего покупают его книги про Карандаша и Самоделкина (которые он написал в продолжение серии про этих героев, придуманных его отцом, писателем Юрием Дружковым). Хотя у самого Постникова немало и других удачных, на его взгляд, книг для детей. Но продаются они не столь успешно. «Конечно, меня это огорчает, но такова реальность, — считает сказочник. — Детской литературой заниматься тяжелее всего. Современные родители очень консервативны — они упрямо покупают своим детям лишь то, на чем выросли сами. Есть Маршак, Чуковский, Барто, Успенский, Носов, Драгунский — а новых имен не хотят категорически! Потому и издатели не желают рисковать».
Эта же проблема обсуждалась и на круглом столе «Детская литература в Красноярском крае», который в рамках последней КрЯКК провело краевое региональное отделение Союза писателей России. Вроде и господдержка на издание новых детских книг в крае существует. Например, в 2007 году в рамках программы «Книжное Красноярье» были выпущены четыре книги — «Мальчишка с большим сердцем» Анатолия Зябрева, «Золотые сказы Енисея» Алексея и Екатерины Малышевых, сказка «Мерзлотка и ее друзья» Елены Тимченко и «Тебе с природой — по пути!» Артура Миханева. В прошлом году новинок было столько же — информационный справочник о правах ребенка «Я гражданин!», сборник прозы пятнадцатилетних «Пластилиновое счастье», познавательные книги по искусству «Цветы Сибири, или Лето, полное чудес» Ольги Карелиной и «Душа мастера» Александра Щербакова. Все издания прекрасно иллюстрированные, их приятно взять в руки. Но тираж у них небольшой и, как правило, расходится по библиотекам. Все по той же причине — увеличение тиража в расчете на более широкий спрос издателям представляется рискованным: а вдруг не продадутся?
Консерватизм преодолим
И все же проблема кажется преувеличенной. Та же книжная ярмарка опровергает стереотипы насчет якобы непреодолимого консерватизма родителей. Все дни ярмарки люди бесконечным потоком шли к стендам детских издательств и с интересом листали и покупали не только классику детской литературы. Как поражались сами издатели, многие книги (в том числе и неизвестных никому авторов) разошлись в первый же день — они и не ожидали такого ажиотажа. И очень сожалели, что не захватили с собой побольше экземпляров. Сама была свидетельницей, когда подруга хотела приобрести в издательстве «Розовый жираф» книги про Квака и Жаба. Купила на пробу одну в первый день ярмарки, ее ребенку очень понравилось, захотелось почитать продолжение. Но не тут-то было — эти книги были распроданы сразу же.
И подобных историй на КрЯКК можно было услышать не один десяток. Так, может, вопрос не столько в родительском консерватизме, сколько в книгораспространительском? Или в неумении правильно донести до покупателей информацию о новинках книгоиздания для детей? Впрочем, доставка и распространение книг в регионах — вообще самая насущная проблема книжного рынка в России. Красноярская ярмарка книжной культуры потихоньку помогает разрушать застоявшиеся представления о «невыгодности» продаж некоторых направлений литературы. В том числе и книг новых авторов, пишущих для детей, — спрос на них есть, было бы грамотное предложение от распространителей.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»