После долгого полуподпольного существования русский постмодернизм давно уже стал в нашей стране привычной формой искусства. Но, как считает известный исследователь этого культурного явления Марк Липовецкий, работа постмодернизма в России не закончилась. Нынешней осенью по приглашению Фонда Михаила Прохорова он представил свое видение трансформации русского постмодернистского дискурса красноярским студентам. И поделился им в интервью «ВК».
Ответ на катастрофы истории
Одна из ваших лекций в Красноярске называлась «Все, что вы хотели знать о русском постмодернизме, но боялись спросить». О чем обычно боятся спрашивать ваши слушатели, Марк Наумович?
Все о том же: закончился ли постмодернизм? (Улыбается.) Я полагаю, что он не закончился, а просто распространился в разные области. В том числе и в массовую культуру, и в идеологически ангажированную. Постмодернистская эстетика сейчас существует в гораздо более широком спектре форм, чем раньше. И поэтому она уже не осознается как нечто компактное. Но сколько я ни наблюдаю за литературным развитием или за кино, не вижу пока ничего, что бы выходило за пределы созданного в постмодернизме.
А какое главное открытие постмодернизма?
На мой взгляд, недоверие к большим идеологиям — к тому, что французские философы называли метанарративами. Причем к метанарративам не только советским, но и тем, которые идут еще с Просвещения, — метанарратив прогресса, рационального обустройства общества, метанарратив личной свободы как критерия прогресса. Все они были подорваны страшным опытом XX века. И постмодернизм — во всяком случае, как я его понимаю — один из ответов на катастрофическую травму истории прошлого века. В основе его то, что современный немецкий философ Петер Слотердайк называет «циническим сознанием».
Правда ли, что вы автор определения «русский постмодернизм»?
Не скажу, что это мое личное открытие. В конце
И в чем отличия?
Они связаны во многом с процессом возникновения постмодернизма. В Европе и в Америке он возникал из отталкивания от модернистской культуры, которая была к тому времени там канонизирована. А в России он возник из попыток вернуться в модернистскую культуру, которая была у нас искусственно прервана.
Второе важное отличие — в западной культуре постмодернизм очень глубоко связан с левыми идеологиями. Фуко приписывают слова: «То, что мы не смогли сделать на улицах Парижа в 1968 году, мы сделаем на страницах своих книг». Произошла культурная революция — во всяком случае, в интеллектуальной сфере. А в русской ситуации постмодернизм скорее противостоит мутировавшим левым идеологиям, поскольку советский коммунизм не имеет ничего общего с западным марксизмом. Русский постмодернизм первоначально развивался в андеграунде при довольно резком противостоянии культурному мейнстриму и культурному окружению.
А есть ли отличия в особенностях аналитического осмысления постмодернизма в России и на Западе?
Конечно, сам процесс развития постмодернизма в России очень долго не сопровождался научной рефлексией. Она была только среди концептуалистов — они постоянно разговаривали об этом, создали свой научный язык, — по сути, они занимались интеллектуальным самообеспечением. А на Западе постмодернистская теория и философия во многом опережала эстетическое развитие. Все ее знаменитые апологеты — Лиотар, Фуко, Деррида — действительно изменили способ отношения к миру, изменили гуманитарные и социальные дисциплины.
При этом не стоит обольщаться. Постмодернизм — всего лишь одна из тенденций, одно из течений. Дмитрий Александрович Пригов любил говорить, что в России очень странная культурная история: в ней ни одна из предыдущих эпох никуда не девается. (Смеется.) Классицизм, романтизм, реализм, соцреализм — все они существуют, варятся в одном котле, и иногда из этих сочетаний возникают новые элементы. Которые продолжают вариться в том же котле и влиять на соседние явления. И сами подвергаются влияниям.
Культура и насилие
Определений постмодернизма существует множество?
Совершенно верно. Тот же Пригов говорил, что это способность и необходимость рефлективно относиться к собственным высказываниям, не считать их истинными — нет последних истин, есть только предпоследние. И что я лично понимаю под постмодернизмом — это интеллектуальная гигиена, которая нужна как защитный механизм от насилия, порождаемого культурой.
Но принято считать, что культура и насилие — понятия несовместимые?
Мы действительно привыкли так думать. А на самом деле всякого рода формы насилия всегда выращивались, формировались и оправдывались культурой. Поймите меня правильно — под культурой я подразумеваю не то, что находится в музеях. Культура — это языки, на которых мы говорим, с помощью которых воспринимаем мир.
Например?
Самый простой пример — культура мачизма, которая предлагает репрессию по отношению к женщине. Причем это не значит, что мужчины подавляют женщин. Женщины точно так же воспроизводят эту систему ценностей и считают, что для их самореализации хороши именно такие ограничительные модели.
Или же, допустим, сакрализация традиций, существующая в русской культуре. В нашей культурной традиции Пушкин, Гоголь, Достоевский воспринимаются как национальные святыни.
И что это порождает?
Репрессивное отношение к разным формам культурной инновации и критики. Что можно было заметить по дикой реакции на премьеру оперы «Евгений Онегин» в недавней постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре. Всякое насилие — форма утверждения власти, наращивание символического капитала: «Я защищаю классику, и поэтому я стою на вершине культурной иерархии и могу оказывать репрессии против других форм». Лев Рубинштейн очень хорошо пишет о таком вот массовом дидактизме, когда идешь по улице с коляской, и любой может подойти, посмотреть и сказать: «Что же вы ребенка так плохо кутаете?» И пойти дальше.
В сущности это акт насилия?
Вот именно. Я иду, никого не трогаю, это мой ребенок, и я
Таких примеров множество. И постмодернистская культура учит их замечать и рефлектировать на их темы. Их нельзя исключить, но можно нейтрализовать — как минимум прививая навык замечать такое насилие за собой и за другими.
А разве в западной культуре меньше насилия, чем в русской?
Нет, конечно, просто оно там присутствует в других формах. Но, во всяком случае, там его присутствие осознается обществом как проблема. А в русской культуре насилие осознается лишь тогда, когда
«Изобретают себя заново»
А чем, на ваш взгляд, вызван широкий всплеск популярности таких писателей, как Пелевин и Сорокин?
Самое главное, что они удивительно талантливые и точные авторы, очень глубокие. Чего я не могу сказать, например, о популярности Оксаны Робски или Захара Прилепина. В 1999 году вообще казалось, что актуальная литература в России обречена на вымирание. Толстые журналы потеряли все былые тиражи, и вообще у таких журналов в силу их консерватизма складываются довольно сложные отношения с актуальной литературой. И книгоиздание было тогда в очень плохом состоянии. И тут Пелевин выпускает роман «Generation П», а Сорокин — «Голубое сало», которые вдруг становятся бестселлерами.
Тем самым доказав, что интересная сложная литература может стать коммерческим продуктом?
Да, и причем они ведь не шли на поводу у массовых вкусов — они работали с массовыми мифологиями. Но работали с ними очень нетривиально. И что еще очень важно — они все время очень интенсивно изобретают себя заново. Не могу сказать, что они ровные писатели, — у них есть спады и подъемы, моменты самоповтора, стереотипизация собственных приемов. Но Пелевин по меньшей мере трижды изобрел себя заново.
В чем это проявилось?
На мой взгляд, его поворотные произведения — «Чапаев и пустота», «Generation П» и «Священная книга оборотня». Сорокин тоже изобретал себя несколько раз. Первый большой перелом после его ранних рассказов — роман «Голубое сало». Другой очень серьезный перелом (в сущности, это изобретение новой манеры) связан с тем, как он стал писать киносценарии. К «Копейке» Дыховичного, к «Четырем» Хржановского, к «Москве» Зельдовича. «Москва» — вообще один из великих фильмов последнего десятилетия, на мой взгляд, абсолютно недооцененный. Затем Сорокин изобрел себя заново в «ледяной» трилогии (как мне кажется, это самое неудачное его изобретение). И еще один поворот был в «Дне опричника».
Не могу сказать, что Пелевин и Сорокин — единственные современные писатели, которые заслуживают внимания. Но они первыми завоевали себе место в культурном сознании как авторы, которые умеют соединять эксперимент с массовыми ожиданиями. И я считаю, что они заслуженно пользуются этой репутацией.
На первом плане — драма и поэзия
А какие из литературных жанров сейчас доминируют?
На мой взгляд, мы свидетели довольно редкого периода в истории литературы. Нельзя сказать, что пишется меньше романов. Но они
Но они на первом плане не в массовом сознании?
Нет, конечно. Есть по меньшей мере
Как и новая драма?
Мы с моей коллегой написали книгу о новой драме и пришли к выводу о том, что это постмодернизм, который работает методами натурализма, документалистики. Но сама картина мира строится все на том же — разрушении бинарных оппозиций: высокое — низкое, мужское — женское, прекрасное — безобразное. Философы постмодернизма говорят, что именно в таких оппозициях и кроется источник насилия, который производит культура. Поэтому необходимо их подрывать. И в новой драматургии это происходит очень органично. Причем заметно повторение многих сюжетных мотивов «классического» постмодернизма. Скажем, «Москва-Петушки» (одна из самых известных книг русского постмодернизма) — роман из жизни горького пятницы, то есть типичного персонажа новой драмы.
О чем свидетельствуют эти сюжетные повторы?
Что множество культурных проблем осталось неразрешенными. Либо мы любим, например, советское прошлое и вместе с ним Российскую империю и царя Николая II, либо считаем, что в Америке все идеально. Я огрубляю, разумеется. Но эти навязчивые повторения как раз и свидетельствуют о неразработанности многих тем в культуре. И что самое интересное, это даже не вопрос поколений. Все время возникает иллюзия, что новое поколение будет на это смотреть
Кстати, вы один из немногих филологов, кто серьезно исследует новую драму именно как литературное явление.
Мне оно интересно как очень специфическое литературное явление именно потому, что оно в то же время театральное. И, в сущности, мое предположение о новой драме состоит в том, что она ближе всех подошла именно к феноменам насилия. А насилие не всегда можно описать словами — это
Воспитать креативное сознание
Вы упомянули оперу «Евгений Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова как попытку разрушения табу. Но в драматических театрах этим занимаются давно и вполне успешно.
Слава богу, драматическое искусство оказалось куда более подвижным, чем опера. Но я еще помню, как Любимова поливали в «Правде» за его якобы глумление над классикой — над «Пиковой дамой». В 1979 году была историческая дискуссия под названием «Классика и мы» — в ней произошло одно из самых глубоких идеологических размежеваний, которое продолжается до сих пор. И именно в вопросе инсценировки классики. Потому что это символ русской сакральности. Россия — литературоцентричная страна, и таковой она остается по сей день. А постмодернизм как раз подрывает такое отношение к культуре. Возвращаясь к началу нашего разговора — это можно назвать циническим отношением, но мне кажется, что оно носит оздоровительный характер. Культура не может жить в постоянной зависимости от непоколебимых авторитетов — независимостью от них она движется. И когда Пушкин писал «Евгения Онегина», он тоже колебал авторитеты — это нормальный процесс.
А в общественном восприятии все некогда новое и авангардное в литературе постепенно возвеличивается?
Подобный процесс сакрализации мы наблюдали на примере великих поэтов модернизма — Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Они действительно великие поэты. Но когда они превращаются в объекты квазирелигиозные — в житие святой Марины, святой Анны, — это не может не вызывать отвращения. Самое смешное, что когда они были запрещены, то вызывали куда больший интерес в обществе, нежели сейчас, когда их стихи вдалбливают в головы детям.
Впрочем, литература в школе вообще требует радикального переосмысления. Ведь, на мой взгляд, это как раз тот предмет, который дает редчайшую возможность воспитывать критическое, парадоксальное, неканоническое, антистереотипное мышление. Литературу и искусство нужно преподавать на всех факультетах всех учебных заведений — именно затем, чтобы культивировать непочтительность к авторитетам, парадоксальное, свободное мышление. Иначе мы опять получим людей, которые способны выполнять
А вам не кажется, что власть как раз не заинтересована в развитии креативного сознания?
Вы знаете, в конечном счете
Досье «ВК»
Марк Наумович Липовецкий
Родился в 1964 г. Окончил филологический факультет Уральского университета. Критик, литературовед, доктор филологических наук (1996). Преподавал в Екатеринбурге, затем в США (в настоящее время — профессор Университета Колорадо).
Основная сфера интересов: литература советского периода, современный литературный процесс, русский постмодернизм. Автор книг «Свободы черная работа» (1991), «Поэтика литературной сказки» (1992), «Русский постмодернизм» (1997), «Russian Postmodernist Fiction: Dialog With Chaos» (1999), «Современная русская литература:
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»