Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Поворот не туда

Поворот не туда

19.11.2009
2

Почему российских водителей ведут по американским технологиям

Все больше автомобилистов выбирают на роль всезнающего штурмана навигаторы. Направление, расстояние и время пути водителям подсказывает умная коробочка. При желании она может это делать голосами известных политиков и актеров.

Без навигаторов ездить можно. Но в последнее время многим, особенно столичным жителям, стало гораздо комфортнее. Задаешь маршрут и мчишься так, как тебе подсказывает компьютер. Но это совсем не значит, что следить за дорогой не нужно. Из личного опыта: как-то около года назад навигатор «позвал» меня на встречную полосу. Сейчас подобное исключено на 99 процентов. Карты обновляются чуть ли не ежемесячно — их можно купить либо бесплатно скачать в Интернете.

GPS или ГЛОНАСС

Существует две системы «координат»: американская GPS и наша родная ГЛОНАСС. GPS — Global Positioning System (глобальная система позиционирования) — позволяет определить координаты объекта в любой точке земного шара с точностью до 3 метров и практически при любых погодных условиях. Заграничная военная разработка получила широкое распространение для гражданского использования совсем недавно. На службе у GPS кружат в космосе три десятка спутников. Они излучают сигналы, которые содержат в себе конкретную навигационную информацию. Автомобильный GPS-навигатор, который находится на Земле, получает эти данные и на их основе вычисляет свое местоположение и, соответственно, местоположение объекта.

Российский аналог — ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) — работает по такому же принципу, только спутники наши, отечественные. Чтобы полностью обеспечить территорию России беспрерывной навигацией, необходимо иметь в работе как минимум 18 космических объектов. Для нужд всей планеты — от 24 до 30. Задачу-максимум должны выполнить к 2011 году, и тогда отечественная система, возможно, станет конкурентом GPS.

Российский украино-корейский

Навигационная система — это только один момент. Второй — сами навигационные приборы, или навигаторы. Пару лет назад на правительственном уровне презентовали уникальное изделие Glospace SGK-70, которое работает с обеими спутниковыми навигационными системами. Одни такой навигатор даже тогдашнему президенту Путину подарили. Все сразу заговорили о российском прорыве на рынке навигационных систем. Но, как оказалось, отечественная разработка, мягко говоря, не уникальна. Журналисты сайта «Независимое военное обозрение» сделали «вскрытие» и обнаружили… что российское достижение — это сборка, а составные детали чудо-навигатора сделаны в Украине и Корее. Наш там только жгут, который соединил иноземные разработки.

Эта вся крамола, конечно, не означает, что Glospace SGK-70 — нерабочий прибор. Его функционал включает в себя все необходимое. Плюс большой экран и наличие встроенных игрушек. Может быть, поэтому стоит он от 15 тысяч рублей.

Пока конкурировать отечественная разработка с зарубежными аналогами не в силах. В навигационном противостоянии России и США GPS-навигаторы — безусловный лидер на рынке связи с космосом. Выбор не то чтобы велик — он огромен. Цены колеблются от трех до 30 тысяч рублей. Среди лидеров — навигаторы компаний Garmin, Mitac Mio и Shturmann.

- Garmin — стопроцентный лидер и по качеству, и по цене, — говорит представитель красноярской компании «Эндис» Виталий Зленко. — То, что наш Glospace не пользуется спросом, — это закономерно. Во-первых, бренд абсолютно не раскручен, об отечественном навигаторе большинство просто не знает. Во-вторых, Glospace — это тот же самый Garmin Nuvo семисотой серии. Только метод кодировки другой. По техническому регламенту навигатор, в котором стоит система ГЛОНАСС, обязан поддерживать и GPS — отсюда и завышенная цена. В американской системе подобных требований нет, поэтому зарубежные навигаторы при всех пошлинах и наценках оказываются гораздо дешевле. А вообще, чтобы отечественные приборы имели успех на рынке, им необходимо держать три позиции: надежность, цену и точность. Пока с этим большие проблемы.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать