Играть в куклы - это детство. Солидные, взрослые люди в куклы не играют - они их творят как настоящие произведения искусства, выставляют на престижных выставках и коллекционируют, покупая за немалые деньги. О куклах как о модном арт-направлении наш разговор с Александром Сухоруковым, президентом Евразийского кукольного союза.
Всерьез и по-взрослому
Александр Ефимович, силен стереотип, что куклы - это несерьезно: как развлечение на досуге еще сгодится, но как дело жизни - вряд ли. В связи с этим личный вопрос: вы, помимо президентства в кукольном союзе, вообще чем занимаетесь?
Вообще - организацией выставок, кукольных в том числе. А почему к куклам такое отношение? Наверное, потому, что в России куклы воспринимаются исключительно как игрушки, искусство авторской куклы у нас лишь начинает развиваться, и мы не привыкли относиться к нему с должной серьезностью. На Западе - там все всерьез и по-взрослому: сложившийся сегмент арт-рынка, именитые мастера, коллекционеры, салоны. В Москве инфраструктура тоже формируется, московский Международный салон кукол проводится уже в пятый раз. Но Сибирь запаздывает. В Новосибирске, откуда я сам, кукольники появились лет шесть назад, в Красноярске - того позже.
Нагоняете упущенное?
Стараемся. Сегодня и в Новосибирске, и в Красноярске есть достойные авторы. Коллекционеров в Сибири, правда, мало - по пальцам перечесть, да и те предпочитают покупать кукол, сделанных в столице или за рубежом. Значит, нужно поддерживать и продвигать местных мастеров - для чего, собственно, и создан Евразийской кукольный союз, объединяющий более сотни кукольников в основном из сибирского региона (хотя не сибиряки тоже вступают - из европейской части России, даже из Германии и Чехии). Союз оказывает содействие в организации мастер-классов, издаем журнал «Кукольный вестник», подумываем о музее кукол, само собой, проводим выставочные мероприятия, в нынешнем году провели уже третий Сибирский кукольный карнавал. Словом, занимаемся популяризацией кукольного искусства в Сибири.
Количество ограничено
Но будет ли авторская кукла подлинно авторской, если ее изготовление станет чересчур популярным, массовым?
Конечно, есть опасность подражательства. Опытные мастера ведут курсы для начинающих, и ученики неизбежно копируют учителя, куклы выходят одинаковыми. Поэтому тут уместнее говорить не об искусстве, а о разновидности декоративно-прикладного творчества, как и в случае с народными куклами - матрешками или тряпичными закрутками: вроде ручная работа, но типовая, без особинки.
Ремесленная поделка.
Грубо говоря, да. Если же кукольник стремится от ремесла к искусству, он ищет свой собственный стиль. И только тот, кто его нашел, создает истинно авторских кукол - не похожих ни на каких других, сделанных всего в нескольких или даже в единственном экземпляре, причем к каждой прилагается паспорт, доказывающий ее подлинность и эксклюзивность. Кстати, если кукла отливается в форме, форма уничтожается - как гарантия от тиражирования.
Путина слепила из того, что было
Есть ли актуальные тенденции в кукольном искусстве - в материалах, в технике исполнения?
Нельзя сказать, что зимой все дружно вяжут шерстяных кукол, а летом строгают из дерева. Но, разумеется, когда появляется новый материал, например пластик, авторы пробуют с ним поработать.
Эти пластики предназначены специально для изготовления кукол?
Да. Производство материалов для кукольников - целая индустрия, как производство красок для художников. Современные материалы, безусловно, расширяют возможности - идеи, невоплотимые в текстиле или фарфоре, воплощаются в тех же пластиках, в паперклее.
А какие идеи чаще воплощают? Есть ли у кукольников излюбленные персонажи?
О тенденциях говорить опять же некорректно. Нет такого, что каждый считает своим долгом создать куклу по образу и подобию президента, премьера или Гарри Поттера. Хотя портретные куклы пользуются спросом - их заказывают в подарок известным людям, и почти у всех политиков имеются кукольные двойники: и у Медведева, и у Путина. У Чубайса. У Жириновского. Да, по-моему, у всей Госдумы, по крайней мере у тех, кто с трибуны не слазит, - точно. Но лично я к портретным куклам отношусь без фанатизма, на мой взгляд, они пытаются втиснуться в нишу, давно занятую восковыми фигурами, к тому же внешнее сходство удается уловить не всегда и не всем. Мне больше нравится, когда авторы придумывают свои оригинальные сюжеты, своих героев.
Что нам стоит
Сколько стоят авторские куклы?
Столько, сколько за них готовы платить. Продавец может и миллион запросить, но если покупатель дает тысячу, значит, красная цена - тысяча, пусть у куклы хоть волосы натуральные, хоть пуговицы на платье золотые. Средний ценовой разброс от 5000 до 45 000 рублей. На аукционах дороже. В Москве проводится акция «Парад звездных кукол - детям»: артисты, певцы и прочие знаменитости принимают участие в создании кукол, которые затем продаются на благотворительном аукционе в помощь тяжелобольным ребятишкам. Там цены доходят до сотен тысяч. Причем проект востребован, в списке участвующих звезд десятки имен: Андрей Макаревич, Илзе Лиепа, даже Пьер Карден.
Для богатых и знаменитых куклы вообще модное увлечение: Оксана Ярмольник кукол делает, супруга Владислава Суркова Юлия Вишневская - коллекционирует.
Да, и цена вопроса им, понятно, не принципиальна. Какая-нибудь жена олигарха скуки ради мастерит кукол, а продаст она их по сто тысяч или по десять, ей не важно.
Но есть мастера, зарабатывающие кукольным искусством?
Мастера разные, для одних куклы - хобби, для других - бизнес. Все зависит от того, чего хотеть: если хочешь денег, надо угадывать конъюнктуру, активно выставляться, обзаводиться связями, нарабатывать репутацию. Как в живописи: сначала художник работает на имя, потом имя - на него, и коллекционерам престижно иметь Сальвадора Дали, а уж какую конкретно картину, шедевр или черновой набросок, - не суть важно. У кукольников с прославленными, громкими именами заказы расписаны на годы вперед, и они действительно живут тем, что делают и продают кукол, притом неплохо живут. А иные авторы, напротив, категорически отказываются продаваться, создают кукол в удовольствие, а не для заработка.
Как капиталовложение куклу можно расценивать?
Несомненно. Томские умельцы - «папы Карло» сделали большую, в человеческий рост, куклу-нищего: корпус деревянный, а внутри сложный механизм и звуковое устройство - кукла может двигаться, говорить, на пропитание клянчит. Так вот, попрошайку приобрел один из ресторанов Томска - за 150 000 рублей, и затраты окупились - посетители в восторге, милостыню подают крупными купюрами. Ну и, конечно, антикварная кукла - выгодное вложение, не обязательно авторская: целлулоидный пупс, который когда-то стоил пять копеек, сейчас раритет, его и за пять тысяч не купишь.
Теперь я Чебурашка
Почему самая популярная кукла - Барби?
Она постепенно теряет популярность, уступает куклам Братц, Муклам, другим новинкам.
Но, говорят, каждую минуту в мире продается Барби или Барби-аксессуар.
Вот именно - говорят. Это миф, и секрет успеха Барби в ее мифологии, в пиаре.
Чебурашку реально так распиарить? Или ту же матрешку?
Маловероятно. Барби - кукла для детей, а на детях не экономят, родители волей-неволей покупают игрушку дочерям. Но матрешка фактически игрушкой не является, это сувенир, символ России. Чебурашку, в свою очередь, раскручивают как один из символов советской эпохи и как талисман олимпийской сборной. Так что целевая покупательская аудитория у них заведомо меньше, чем у Барби.
А отечественные производители собственно игрушек альтернативу американской кукле предложить не могут? Например, поставив на поток авторскую модель?
Отечественным производителям игрушек, как отечественному автопрому, пора признать свою несостоятельность. И поточное производство наших авторских моделей запускается не у нас, а в Китае, что весьма показательно. Одна китайская фабрика намерена провести конкурс среди российских кукольников на лучший дизайн мягкой игрушки, с победителем заключат контракт на выпуск продукции по его эскизам.
Живая кукла
В мистику, связанную с куклами, вы верите?
Если чего-то не знаешь наверняка, отрицать нельзя. Наверное, представления о том, что у кукол своя жизнь, появились неспроста. Иногда фотографируешь куклу для каталога, и не получается - сопротивляется, или ставишь ее в определенную позу, а она ни в какую. В кукольном театре мне рассказывали: заперли мастерскую на ночь, утром приходят - кукла, которую оставили лежащей, сидит нога на ногу. Скептик сочтет - выдумки, но кукольники подтвердят: так бывает. И у каждого мастера есть суеверия: кто-то не показывает работу, пока не закончена, кто-то, сделав, целует в носик, чтобы передать частицу души, на выставки кукол возят в специальных «счастливых» коробках.
Александр Ефимович, а сам вы кукол делаете?
Как ни странно, нет.
Почему?
Я все-таки организатор, управленец, а не творец. Хотя... Если верить в то, что куклы живые и сами принимают решения, возможно, моя кукла пока еще просто не решилась ко мне прийти, но придет когда-нибудь в будущем, тогда я ее и сделаю.
Наталья Сойнова, «Вечерний Красноярск»