Производители нелегального алкоголя не хотят терять рынок края
Прогноз увеличения на 40% потока контрафактного алкоголя в край в преддверии Нового года заставил местные власти перейти к активным действиям. Это пришлось как нельзя кстати, ведь теперь освободившуюся долю рынка по планам властей смогут занять местные производители.
Не допустить увеличения
На прошлой неделе в некоторых СМИ появилась информация, что на территории края запретили ввоз ликероводочной продукции из Южной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ленинградской и Московской областей. На поверку же оказалось, что это не совсем так.
— Действительно, — говорит директор «Енисейской алкогольной ассоциации» Валерий Анохин, — такой запрет существует, но касается он не всей продукции из этих республик, а лишь контрафактной. Легальная же как ввозилась, так и будет ввозиться.
Все вышеперечисленные регионы страны славятся как раз повышенным производством контрафактной алкогольной продукции, на заводы этих территорий приходится большая часть всего нелегального оборота водки.
Необходимо уточнить, что речь идет именно о контрафактной продукции, а не о некачественной.
— Качество водки, поступающей с этих заводов, вполне приемлемо, — говорит Анохин, — однако никаких налогов с нее не платится.
Столь радикальные действия по ограничению оборота контрафактного алкоголя предпринимаются не впервые. Но этот год оказался весьма специфичным. Тяжелое экономическое положение большинства ликероводочных предприятий и снижение платежеспособного спроса привело к сокращению объемов производства и, как следствие, оголению рынков. Место легальной продукции довольно быстро занял контрафакт (в крае, надо сказать, меньше, чем в целом по России, но все же). Традиционное для предновогодней поры увеличение продаж алкоголя и, соответственно, потока нелегальной продукции в этом году должно было оказаться еще выше, чем раньше.
— Когда мы проанализировали складывающуюся ситуацию, — рассказывает Анохин, — увидели очень неприятную картину — поток контрафакта в этом году в период Нового года мог вырасти аж на 40%. И это только по минимальным прогнозам.
Допустить подобное увеличение доли нелегальной водки на рынке означало бы поставить под угрозу не только местных производителей, но и весь легальный рынок — контрафактная водка попадает в край по бросовым ценам (цена бутылки на входе к оптовику колеблется в пределах 30 рублей), и конкурировать с ней легальный производитель не может. Вот и получается, что произойди это сорокапроцентное увеличение потока — легальная продукция могла бы просто исчезнуть с прилавков. А восстановить утраченные позиции будет сложновато.
Рынок для своих
— В этот раз мы пустим в ход все имеющиеся у нас средства, — говорит Валерий Анохин, — чтобы не только не допустить контрафакт на наш рынок, но и сильно потеснить его здесь.
Возникает вопрос — почему же раньше было не применить эти «все имеющиеся у нас средства». Ответ столь же прост, сколь и неоднозначен. По словам Анохина, если бы еще полгода назад выбить весь контрафакт с красноярского рынка, эта доля отошла бы сильным федеральным брендам, местные производители не смогли бы заполнить образовавшийся вакуум.
— Таким образом, ни бюджет края, ни сами местные производители не получили бы выгоды от «чистки» рынка, — говорит Анохин, — поскольку отбить у сильных федеральных брендов часть рынка сложно и требует больших маркетинговых вложений.
Сейчас же, после запуска Канского ЛВЗ, выхода на нормальные объемы производства «Шушенской марки», постепенного возвращения в строй «Ярича», проведение полномасштабной «чистки» рынка способно дать положительные результаты для края.
Производители нелегального алкоголя уже отреагировали на действия «Енисейской алкогольной ассоциации», начав переводить свои торговые подразделения в другие регионы страны. Именно таким образом в список неблагополучных регионов попала Ленинградская область, в которой появилось и начало работать некое ООО «Каскад» («Каскад» — сеть ликероводочных заводов в Кабардино-Балкарии).
— И такие действия сегодня предпринимают многие производители нелегальной водки, — рассказывает Анохин, — это сильно затрудняет работу, ведь часто вычислить связь продавца с тем или иным производителем довольно сложно. Именно поэтому сейчас мы по каждой поступающей в край партии отправляем запросы на заводы, значащиеся в документах.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»