Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Званые ГОСТы

Званые ГОСТы

22.12.2009
0

В России могут появиться европейские нормы техрегламента

Старые советские ГОСТы были обязательными для исполнения. Соответственно, и доверие к продукции, которую помечали волшебным словом «ГОСТ», было беспредельное. Но с 2002 года понятия «технический регламент» и «стандарты» разделили специальным законом, в связи с чем в переходный период — до принятия соответствующих техрегламентов — выполнение требований ГОСТов стало добровольным, а закон предусматривал лишь обязательное соответствие стандартам в плане безопасности. Переходный период длится до сих пор.

С мертвой точки

Званые ГОСТыПочему техрегламенты так и не появились, ни для кого не секрет. После перехода на новую систему будут отменены сертификаты соответствия, на выдаче которых, собственно, зарабатывают органы сертификации, — такая официальная государственная «разводка», которую наконец решили прикрыть, причем не кто-нибудь, а сам президент Дмитрий Медведев. В конце ноября на заседании Госсовета глава государства дал подчиненным всего две недели, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.

— Оценить, что нам делать с этим законом, и предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования, — приказал президент. При этом Медведев не исключил, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона «О техрегулировании» или роспуск Ростехрегулирования. — Здесь беда какая-то. Может быть, распустить вообще эти наши органы по техническому регулированию, — перепугал глава государства чиновников.

И дело двинулось уже через неделю. Бывшие руководители Госстандарта оперативно обратились к президенту Дмитрию Медведеву с предложением отменить закон «О техрегулировании» и вернуться к советской системе ГОСТов. В то же время, по их мнению, необходимо форсировать принятие закона «О стандартизации». На сегодня из пяти правительственных программ разработки техрегламентов не выполнена ни одна, принято лишь 11 техрегламентов, хотя на их разработку, по оценкам экспертов, тратится до 6 млрд руб. в год.

Глава Ростехрегулирования Григорий Элькин предложения своих предшественников об отмене закона, естественно, не поддержал.

— Нужно очень вдумчиво и очень аккуратно поправить закон. Это даст возможность использовать международный опыт, инновационные и международные стандарты, а также унифицировать систему стандартизации, чтобы ее можно было использовать в рамках Таможенного союза, — заявил Элькин в интервью газете «Коммерсант».

Из чужого слепим свое

И судя по всему, именно мнение Элькина оказалось для президента более весомым. Спустя еще неделю стало известно, что Госдума уже готова принять поправки к закону «О техрегулировании». Они предусматривают упрощенную процедуру утверждения техрегламентов, а также использования техрегламентов других стран — участников Таможенного союза (Белоруссия и Казахстан) и Европейского союза.

— Законопроект содержит чрезвычайно позитивные нормы в сфере стандартизации — национальный орган получает право регистрировать зарубежные, международные стандарты, а также заниматься их разработкой, как это было ранее в рамках СНГ, — отметил все тот же Элькин.

Причем иноземные нормы не будут заимствоваться целиком, станут использовать лишь их отдельные директивы. Для чего это создано, наверное, понятно. Изменять под себя готовые нормы у нас в стране любят.

Но насколько к зарубежным нормам будут готовы те, на кого они будут непосредственно распространяться? Ведь, в сущности, меняется вся схема работы, отлаженная до мелочей с 2002 года, когда система ГОСТов была отменена. В органах сертификации давно свои люди, проблем не возникает никаких. Теперь придется играть по другим правилам, правда, в том, что они все-таки будут ясными и прозрачными, приходится сомневаться. Хотя бы потому, что предполагается — в рамках предложенных изменений полномочия по принятию отдельных техрегламентов получит и правительство, и Госдума, и, собственно, само Ростехрегулирование. И за тем, кто потянет одеяло на себя в рамках разработки конкретных директив, будет очень любопытно наблюдать.

Хотя свое любопытство можно удовлетворить уже сейчас, внимательно проанализировав автомобильный техрегламент, который вступает в силу в сентябре 2010 года. Как с помощью него решили бороться с праворульными иномарками, помнят все. Сначала разработчики говорят, что ничего не имеют против правого руля, а затем публикуют норму, по которой «на транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением».

Вот такие они, техрегламенты.

Комментарии

Василий Моргун, депутат Законодательного собрания края, директор ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации»:

— Ситуация очень сложная, потому что с 2002 года практически ничего не сделано, хотя должны были быть приняты около двухсот техрегламентов. Приняты же всего несколько, но и они практически не действуют ввиду неготовности промышленности, недостаточной проработки соответствующих методик. Поэтому можно говорить, что закон о техрегулировании просто не работает. Более того, надежда на принятие техрегламентов заморозила деятельность по обновлению фонда национальных стандартов, которые необходимо изменять со скоростью не менее 10% в год, чтобы не отстать от развития технологий. Знаю, что сейчас ведется работа по подготовке закона о стандартизации, который может и работать наряду с законом о техрегламенте, и взять на себя основные функции по развитию темы стандартизации и модернизации технологий. А вообще хочу подчеркнуть, что «технический регламент» — такого понятия в нормативной системе нет. Это говорит о том, что закон о техническом регулировании в некотором смысле нелегитимен. Я не вижу никаких преимуществ, которые созданы законом о техническом регулировании, но считаю, что процесс стандартизации должен вестись очень активно, в том числе и с помощью привлечения зарубежных стандартов. Основная задача в этом плане — адекватный перевод с иностранных языков, что называется гармонизация.

Юрий Стоян, директор АНО «Красноярскстройсертификация»:

— Это, безусловно, шаг вперед, ведь строительных регламентов так и нет. Слава богу, пока строят по СНИПам. У нас же как: строительные материалы выпускаются по госстандартам, а строят по СНИПам, средний возраст которых 20 лет. Мы строим еще по старым нормам, хотя у нас появились и новые фасады, и остекление. Нормативная база в плачевном состоянии, честно говоря. Вот советская система была очень хорошей, но она уже устарела. Что касается заимствования зарубежных регламентов, то с одной стороны, это хорошо — берешь и используешь. Но ведь в некоторых из них есть так называемые методы испытаний — там заложены оборудование, аппаратура, средства измерения западные. И чтобы внедрить у себя вот эти нормы, нужны очень серьезные вложения. В строительстве это климатические камеры, камеры для испытания на долговечность, на звукоизоляцию — мы же отстали технически. Представьте, мы внедряем норму, а средств на ее осуществление нет. Это ляжет в первую очередь на производителя, он же должен контролировать соблюдение норм.

Виктор Секатский, заведующий кафедрой стандартизации и управления качеством СФУ:

— У существующего закона о техрегулировании очень много минусов, его приняли рано, без подготовки. А вот закон о стандартизации отменили зря, я считаю, его нужно срочно восстанавливать, потому как стандарты во всем мире являются прогрессивным инструментом. Техрегламенты, конечно, нужно разрабатывать, но важно, чтобы они работали, а в стране они не работают. Это связано с нашей безалаберностью — почему мы горим, почему Саяно-Шушенская ГЭС взорвалась? Потому что вовремя не обслуживается объект в рамках тех стандартов, которые должны быть. Кстати, идея привлечения зарубежных стандартов не нова — раньше при разработке ГОСТов необходимо было обязательно учитывать международные стандарты. Помните евровилки и евророзетки? Типичная недоработка. И сейчас подобных недоработок очень много, потому что последние семь лет работа в этом плане практически не велась.

Любовь Астахова, специалист по качеству Абаканской мясной компании:

— Технического регламента, что касается нашего производства, нет. Регламент есть лишь для рыбной, молочной продукции, масла, газированных напитков, соков и нектаров. Мы работаем по ГОСТам. Хотя сейчас, я знаю, техрегламент разрабатывает Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности. Для колбасного производства разработаны технические условия для каждого вида колбас. То же можно сказать и по выработке полуфабрикатов. Введение зарубежного мясного техрегламента будет неверным шагом. Нельзя же взять и автоматически ввести. Например, пункт в зарубежных нормах об использовании для производства колбас и полуфабрикатов только охлажденного мяса: это Данию можно проехать за два часа и успеть доставить охлажденное сырье и оно не испортится. У нас страна огромная. Кроме того, много закупается мяса в Польше, той же Аргентине, а срок годности охлажденного мяса — 16 дней. На мой взгляд, наша мясная промышленность, уровень науки позволят разработать свои нормы качества.

Массовые отравления

Потребительский рынок

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать