Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Неожиданная Шанина

Неожиданная Шанина

24.12.2009
0

На VIII Международном Рождественском фестивале искусств в Новосибирске актрису «Ленкома» Елену Шанину можно было увидеть в роли сестры Рэтчед в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») К. Кизи. Ее выход на сцену в образе строгой медсестры из психлечебницы для многих поклонников Шаниной стал полной неожиданностью.

Изобразила Тимошенко

Елена Шанина— Те, кто помнят меня по ролям моих «голубых героинь», удивляются, как мне вообще дали эту роль, — смеется актриса. — А журналист Марина Райкина так и написала, что это ошибка, что роль не для меня. Кстати, меня ведь на нее не сразу назначили. Режиссер Александр Морфов пересмотрел большое количество актрис, в том числе и не из «Ленкома». А потом увидел спектакль Владимира Мирзоева «Две женщины» по «Месяцу в деревне» Тургенева, где я играю инфантильную кошечку Наталью Петровну, и вдруг предложил мне сыграть сестру Рэтчед.

Как вы восприняли такое предложение?

— Задала себе тот же самый вопрос: почему он пригласил именно меня? Думала над ним весь репетиционный период, немало ошибок наделала. Поначалу шла по первому плану — играла этакую эсэсовку. Что было совсем не то, что нужно, — ведь на эсэсовку он мог взять другую индивидуальность...

Как рассказывает Елена Шанина, понадобилось время, чтобы понять — для режиссера весь смысл был именно в том, что сестра Рэтчед в его представлении только внешне мягкая и пушистая, почти мамочка для всех. А внутренне ей свойственно стремление к строгому порядку. И убежденность, что только она знает, каким он должен быть. Очень распространенный тип мировоззрения, присущий многим.

— Во время репетиций мы с Морфовым пришли к выводу, что если бы не самоубийство Билли, которому все симпатизируют, многие в зале были бы на стороне моей героини, — вспоминает актриса. — Особенно когда Макмэрфи играл Александр Абдулов, который свободно пользовался ненормативной лексикой. Его герой словно предчувствовал, что ему осталось немного, и для него это был последний бой. Что многих зрителей раздражало. И на таком контрасте моя роль была серьезной провокацией. Люди смотрели и думали: «А что такого? Нормальная женщина, все правильно делает, хочет всем пациентам добра». Но это только видимость.

Кстати, когда «Ленком» был на гастролях в Киеве, один известный бизнесмен подарил Шаниной дорогую шаль от Донны Каран, большой букет желтых тюльпанов и восхищенно поблагодарил: «Как вы ее хорошо показали». Как оказалось, он имел в виду Юлию Тимошенко! Самой актрисе такая трактовка и в голову не приходила.

Три Макмэрфи

Елена ШанинаВсе Макмэрфи в ленкомовском «Затмении» разные. Если у Абдулова, первого исполнителя этой роли, его герой все время рвался в последний бой, то у Александра Лазарева получился Макмэрфи, который просто сдуру вляпался в неприятную историю.

— Такой дурында — молодой, красивый, веселый, все время смеется, ему кажется, что он на пикнике, — рассказывает Елена Шанина. — А потом постепенно понимает, куда его угораздило попасть. Мой третий партнер, Андрей Соколов (именно он играл Макмэрфи на фестивале в Новосибирске. — Е. К.), поначалу тоже иронизирует над тем, куда он встрял, ему кажется, что завтра все закончится. Но он играет человека, который знает, на что идет. Энергичный, с определенными принципами, по которым он живет, с природным интересом к окружающим людям.

Непредсказуемый успех

Роль сестры Рэтчед не единственная неожиданность в творческой биографии Елены Шаниной. Для нее до сих пор загадка, как признает она сама, почему многим поклонникам запомнилась прежде всего ее Кончита в рок-опере «Юнона и Авось».

— Хотя, пожалуй, большой загадки в этом нет, — улыбается актриса. — Просто в то время в наших театрах не было видеозаписывающей техники, спектакли не снимали. «Оптимистическая трагедия» — гениальный спектакль, один из лучших у Марка Захарова. Но от него не осталось практически ничего... Так же как и от «Тиля», где работа Караченцова в роли Тиля в тысячу раз выше, чем его Резанов. Зато «Юноне и Авось» повезло, ее сняли американцы. А люди смогли потом увидеть это по телевидению.

Как считает Шанина, пример «Юноны и Авось» вообще показателен в том смысле, насколько невозможно в театральном деле что-то просчитать. Делаешь ставку на одно, а успех приходит в другом... В ее творческом багаже есть роли, которые, на взгляд самой актрисы, гораздо сильнее и глубже. Например, Неле в «Тиле» Г. Горина, Мирра в постановке «В списках не значился» по Б. Васильеву, Жанет в «Хории» по И. Друцэ... Серьезные драматические роли, которые Шанина очень любила и которые ей непросто дались. А в Кончите что играть? «Прибежала, убежала, спела, станцевала», — смеется актриса. И все же она благодарна судьбе за эту работу.

— Видимо, «Юнона и Авось» просто попала в свое время. Помню, когда мы перед этим репетировали в «Ленкоме» «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», нас тайно вывозили смотреть фильмы «Иисус Христос — суперзвезда» и «Кабаре», в СССР они тогда были неизвестны. И мы были в потрясении от возможностей этого жанра — в нем столько способов выражения эмоций, энергии, направленной вовне. И на волне всего этого возникла собственная рок-опера, «Юнона и Авось». Причем, что самое ценное, — на родной почве, это не перенос. Духовные песнопения и рок-музыка в театре были тогда революцией. Спектакль остался в истории театра, и его теперь поддерживают, как огонь: один упал — другой встал на его место...

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск, фото из архива театра «Глобус»

Рекомендуем почитать