Ни один водитель и его пассажиры не застрахованы от аварий и любых дорожно-транспортных происшествий. Что приводит к авариям, и как можно защитить себя в большинстве дорожных происшествий? Как себя вести и что делать, если авария все-таки произошла? Как правильно поступать на месте ДТП, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб и избежать незаслуженного обвинения?
Основные причины ДТП
- несоблюдение правил дорожного движения;
- высокая скорость движения;
- вождение в нетрезвом виде;
- неважное состояние дорог (преимущественно во время дождя и гололеда);
- плохое техническое состояние автомобиля (плохо работающие тормоза, неисправный рулевой механизм, «лысые» скаты).
Одним из наиболее распространенных нарушений является игнорирование ремней безопасности. Риск смертельного исхода при ударе «в лоб» снижается в два-три раза, если использовать ремни безопасности. А при перевороте автомобиля в таком случае смертельные исходы встречаются в пять раз реже. Использование ремней безопасности спасет положение и при столкновении с недвижимой преградой. При скорости 20 км/ч водитель, не пристегнувший ремень безопасности, будет травмирован. Но такая же ситуация при скорости 50 км/ч чревата более серьезными травмами, возможно, смертельными. Такой удар сравним с падением с четвертого этажа вниз лицом.
Если аварии не избежать
Водители со стажем рекомендуют следующее:
- пока автомобиль не остановится, не пытайтесь выйти. Вероятность остаться в живых, не выскакивая из авто, в несколько раз выше;
- не теряйте присутствие духа и не бросайте руль;
- использовать все возможности, чтобы избежать встречного удара: любой недвижимый предмет лучше движущейся машины;
- при нереальности избежать лобового столкновения, по возможности преобразовать его в боковое;
- если удар неизбежен, то главное — заслонить голову и постараться избежать своего движения вперед. С этой целью руки положить на руль и постараться по максимуму закрепить такое положение, натянув руки; голову нагнуть вперед промеж рук, ноги упереть в дно машины. У человека на пассажирском сидении немного другая тактика поведения. Ему необходимо лечь на бок и заслонить голову руками. Также необходимо иное поведение, если в машине присутствует ребенок. Его необходимо прислонить к себе, лечь на бок и прикрыть своим телом. Как многие знают, пассажирское место спереди — самое неблагонадежное, детям в возрасте до 14 лет на нем ездить нельзя.
Все очень расстроены
В первую очередь, естественно, нужно оказать помощь пострадавшим. Общие принципы оказания первой медицинской помощи таковы:
- прекратить и предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего повреждающего фактора;
- как можно быстрее и полноценнее принять меры для поддержания жизненно важных функций организма пострадавшего. Важно при этом соблюдать постулат Гиппократа — «не навреди».
После оказания первой медицинской помощи следует быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать бригаду скорой помощи на место происшествия. Чем раньше будет оказана врачебная помощь, тем больше шансов спасти пострадавшего. Помните, что при автомобильной травме часто бывают невидимые глазом повреждения, разрывы внутренних органов, сопровождающиеся внутренним кровотечением. Эти повреждения смертельно опасны и скорейшая доставка таких пострадавших в больницу особенно необходима.
Но вот самое страшное позади, и тут пора задуматься о способах возмещения причиненного или полученного урона.
Фактор, который существенно влияет на исход разбирательства, это поведение водителей после аварии. Сразу следует оговорить, что мы не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию, получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Предположим, что вы отделались испугом и парой царапин, можете соображать и стоять на ногах.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
- водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило, они не участвуют в первичных следственных действиях, в осмотре места происшествия и составления протокола;
- водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию;
- водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило, в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается, и такой водитель только ухудшает свое положение;
- водители, скрывающиеся с места происшествия. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем, не видели несколько свидетелей;
- водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило, такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию, постарайтесь взять себя в руки и действовать исходя из обстановки.
Фиксируйте детали
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов (протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, объяснения участников ДПТ, показания свидетелей) ГИБДД устанавливает связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а, наоборот, принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГИБДД зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что, по вашему мнению, может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их расположение, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии, освещение, видимость и погода, состояние дороги, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» — известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Подробный протокол — залог успеха
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ записать все подробно.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: «помято левое крыло». Такую фразу лучше описывайте так: «левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер ....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля».
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной — за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания — это ваше законное право.
Ищите свидетелей
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГИБДД или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя, а копию передайте гаишникам для внесения в протокол.
Вам предложат пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол.
Главное — это спокойствие
Не вступайте в перепалку с представителями ГИБДД на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы. Если вы считаете, что сотрудники ГИБДД или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП, а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГИБДД или в прокуратуре.
После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение, как правило, самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
При подготовке статьи использовались материалы сайтов survive.ru и toyota-faq.ru