К концу прошлого года продано только четыре мобильных магазина
Планы минсельхоза по изготовлению в Красноярске мобильных магазинов шаговой доступности пока остались планами. Компания «Урал-Купава» не спешит разворачивать здесь свое производство. Этого не позволяет объем продаж, отражающий невысокие потребности рынка в торговых прицепах.
Плановый период
В начале сентября прошлого года министерство сельского хозяйства и продовольствия края подписало соглашение о сотрудничестве с екатеринбургской компанией «Урал-Купава». Компания на рынке с 2002 года, с 2008 года — официальный представитель белорусского завода «МАЗ-Купава». В 2009 году самостоятельно стали изготавливать автотехнику под маркой «Купава». От московских и питерских конкурентов, торгующих аналогичной техникой, их отличает наличие собственного сборочного производства. Другие возят готовые прицепы. Собственная сборка позволяет держать цены ниже, чем у конкурентов. Словом, партнер привлекательный.
Соглашение предполагало поставку, а в дальнейшем и производство на месте мобильных магазинов. Это расценивалось как очередной шаг ведомства Леонида Шорохова в реализации проекта по созданию в крае магазинов шаговой доступности. Цель формулировалась так: передвижные магазины нужны, чтобы агропромышленные предприятия края могли напрямую продавать свою продукцию потребителю. Главный упор делался на производство. «Это принципиальный момент, на котором мы настаивали при заключении соглашения. Ведь это даст нам возможность создать новые рабочие места. Кроме того, производство „Купав“ на нашей территории позволит снизить на них цены, а значит, большее количество краевых производителей смогут приобретать „Купавы“ и выходить со своей продукцией напрямую к покупателю. В свою очередь, у жителей края появится возможность покупать свежую продукцию по доступным ценам», — говорил тогда министр Шорохов.
В конце сентября в Красноярске начало работать представительство уральской компании.
А в начале октября, открывая выставку-презентацию мобильных магазинов «Купава», заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Рафаэль Шагеев заявлял: «Для нас является важным моментом создание сборочного производства под ключ именно на территории Красноярского края. Ориентация выпуска продукции будет на всю Сибирь и Дальний Восток. Мы планируем, что в год будет производиться не менее 300 штук и все будут востребованы... На сегодня уже есть заявители этого оборудования, порядка 10 организаций, кооперативов». В октябре были названы и примерные сроки запуска производства в Красноярске: ноябрь 2009 года.
На практике все вышло совсем не так, как было заявлено.
Круги согласований
Управляющая представительством компании «Урал-Купава» в Красноярске Любовь Казанцева подтвердила: сроки по запуску производства скорректированы. Для начала хорошо бы понять — насколько торговые модули востребованы в Красноярске. Сейчас «Урал-Купава» предлагает купить прицепы, собранные в Екатеринбурге и доставленные к нам в готовом виде. При этом испытывает некоторые сложности. Регламенты, разработанные местной властью, предполагают многочисленные согласования.
— Предприниматель, который желает поставить подвижной магазин, получает «обходной лист», в котором и должны быть отражены все полученные согласования, — поясняет Любовь Казанцева. — Покупка и установка прицепа становится не таким уж простым делом.
Требуется некоторое время и на уточнение параметров конкретного договора: комплектация прицепа зависит от определенной группы товаров, которыми предприниматель намерен торговать. Быстрое питание — одно, заморозка — другое. Но если на составление и подписание договора со всеми приложениями требуется примерно неделя, то на согласования в чиновничьих кабинетах уходит от месяца до трех.
Цена мобильного магазина колеблется от 140 тысяч (небольшой, с базовой комплектацией) до 300 тысяч рублей (побольше, с холодильным и прочим дополнительным оборудованием) — вполне подъемно даже для небольшого бизнеса. После выставки-презентации в представительстве компании стали раздаваться звонки. Предприниматели проявили интерес. Однако не совсем такой, какой прогнозировался в минсельхозе края. На конец декабря заключены четыре договора. Купить передвижные магазины вызвались Уярский мясокомбинат (готов закупить целую партию, но пока ограничивается двумя) и два индивидуальных предпринимателя.
По словам Любови Казанцевой, компания не отказалась от планов по размещению производства в Красноярске. Присмотрели место (площадка одной из промбаз на правобережье), готовы завезти и установить необходимое оборудование. А вот сроки запуска проекта зависят от динамики продаж. По прогнозам управляющей представительством, в январе количество проданных магазинов может вырасти до 7-10.
— Производство открывать имеет смысл при условии, что количество продаж составит от пяти до десяти прицепов в месяц, — поясняет Любовь Казанцева. — Если мы будем собирать прицепы в Красноярске, это даст их удешевление примерно на 5-15 процентов.
Для изготовления такого количества магазинов на месте потребуется десяток рабочих. Если компания станет выпускать изотермические кузова — такие планы есть, — число новых рабочих мест может вырасти до 15-20. Больше для такого производства не требуется. Комплектующие «Урал-Купава» намерена завозить из Екатеринбурга.
Если десять мобильных магазинов умножить на число месяцев в году, получаем 120 единиц, а никак не 300 (в сентябре чиновники минсельхозпрода называли даже тысячу). Но дело не в том, что заявленные и реальные цифры расходятся. С учетом длительности и сложности процедуры согласований есть сомнения в высокой востребованности безусловно полезных торговых модулей.
Нулевая рентабельность
Есть и еще одно препятствие.
— Передвижной магазин — это единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Он платится в каждом районе города по-своему — в центре, например, применяется повышающий коэффициент, на окраинах — понижающий, — рассуждает финансовый директор консалтинговой фирмы «Актив Плюс» Марина Тарасова. — Если я хочу передвигать магазин — а иначе его покупка бессмысленна, — то мне придется платить ЕНВД во всех районах, где он будет установлен. Центр, например, выгоднее в будние дни, а спальные районы — в выходные. При этом в каждом районном налоговом органе я буду вынуждена доказывать, что торговала не весь месяц, а столько-то дней. Как это доказать? На основании чего налоговики должны мне верить? Я знаю по нашим клиентам: очень сложно подтвердить, что какое-то торговое место, уплачивающее ЕНВД, работало не весь месяц, а, например, десять дней.
Кроме того, говорит эксперт, поскольку магазин передвижной, получается, в каждом районе его владелец должен получить разрешение на установку в конкретном месте — значит, пройти свой круг согласований. Это увеличивает время и расходы, ведь согласования стоят денег. Общая сумма платежей может вырасти существенно. И выходит, что, если использовать прицеп как передвижной магазин, его рентабельность будет не просто нулевой, а отрицательной. Выгода может быть только в случае, когда предприниматель покупает, скажем, десяток модулей и «связывает» их в сеть. Однако и в таком случае трудно признать такие магазины передвижными. Вся их мобильность сводится к тому, что в любое время их можно без особых хлопот убрать.
— Получается, единственный плюс — в отсутствии арендной платы, — подытоживает Марина Тарасова.
Напоследок — еще цитата: «Купавы» — лишь один из вариантов организации торговых точек «шаговой доступности», — говорил в сентябре Леонид Шорохов. — Также мы предлагаем администрациям крупных населенных пунктов рассмотреть возможность организации торговли «шаговой доступности» во временных торговых павильонах и на уже имеющихся площадях. Мы собираемся активно содействовать появлению этих точек во всех видах, в том числе предусмотреть компенсацию части затрат на покупку мобильных точек в рамках закона о дополнительных мерах поддержки АПК. Мы думаем, что у проекта хорошее будущее и он будет принят жителями края так же хорошо, как и проект торговли бочковым молоком«.
...На одном из телеканалов не первый день в «бегущей строке» крутится объявление: «Сдам, продам «Купаву». К сожалению, нам не удалось связаться с его подателем: телефон, указанный в «строке», принадлежит другому человеку. Остается только гадать, чем продиктовано желание владельца магазина торговой марки «Купава» избавиться от него.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №1 (242)