За последние десять лет заниматься спортом в Красноярске стало модно и престижно. Горожане массово встают на лыжи и коньки, катаются на велосипедах и играют в футбол. Городу не хватает одного — спортивной инфраструктуры. Именно этим вопросом сейчас занимаются чиновники от спорта всех рангов. И именно эта проблема будет решена в ближайшие пять лет, уверен руководитель главного управления по физической культуре и спорту администрации Красноярска Сергей Кочан.
Правильное направление
Сергей Владимирович, давайте сначала выясним, любительский спорт — что это и для чего он нужен?
Любительский, массовый спорт — это часть системы физического воспитания людей. Основная цель, конечно, здоровье и то, что сейчас стало очень актуальным, — отвлечение от вредных привычек. Меня очень радуют те изменения, которые в последнее время произошли в нашей стране, прежде всего в сознании наших граждан. Любопытно, если в 90-е говорили, что во всех бандах, в криминале участвуют одни спортсмены, то сейчас спорт, наоборот, стал одним из видов борьбы с преступностью. Меня что поразило — за последние годы пришлось поездить по стране, и в том же Новосибирске, Подмосковье три года назад начали массово строить спортивные клубы, и сразу преступность стала падать. Наш город, конечно, не исключение.
Понятно, что любительский спорт был в яме на протяжении 90-х. С какого момента началось, если можно так сказать, возрождение?
Для физкультурного движения Красноярска знаковым стал 1998 год. Именно тогда в городе было создано общественное движение «Здоровый мир», стартовали такие проекты, как «Детские Олимпийские игры», оздоровительный конкурс «Стартуют все», чьи масштабы были очень скромными. В первый год в «Стартуют все» участвовало 870 человек, сегодня 22 тысячи. С каждым годом все это набирало какую-то осознанность. И дело здесь даже не в количестве участников. Появление мероприятий дало толчок для более масштабных физкультурных проектов — развития того же острова Татышев — сейчас в летний период его еженедельно посещают около 20 тысяч красноярцев. Потому что занимающихся сейчас стало очень много, и места уже не хватает — остров Отдыха и Березовая роща давно не справляются с объемами. Если пять лет назад регулярно занимающихся горожан было порядка 7-8 процентов, то сегодня это 17-18 процентов. Причем «регулярно» — значит не менее шести часов в неделю. Был еще один момент в развитии — 2005 год стал знаковым и для нас, и для Красноярска, когда по всему городу начали заливаться ледовые катки. Теперь в городе работают не только муниципальные катки, ледовые площадки заливают и индивидуальные предприниматели, и бизнес-структуры.
Много говорили о том, что конкурс «Стартуют все» стал таким популярным из-за административного ресурса...
Да, это не новость. Журналисты часто говорили, что мы используем административный ресурс, людей сгоняем, автобусами свозим. Отчасти это было, но когда мы пошли в школы и сказали: «Вот, мы сделали пластиковые карточки, по которым можно скидки получить, призовой фонд вот такой-то, машины специально разыгрываем», все разговоры исчезли. Мы сделали все, чтобы преподаватель в школе не пришел и не сказал: «Завтра глава города побежит, так что все придите».
Как поняли, что идете в правильном направлении?
Для нас камертоном стали данные о продажах в спортивных магазинах. В какой-то момент резко повысились продажи велосипедов, коньков, лыж. Бизнесом ведь занимаются только тогда, когда это выгодно. Количество велопрокатов выросло в городе за два-три года в геометрической прогрессии. Мы ведь лишь создаем условия, а горожане, мелкий и средний бизнес на эти условия реагируют. В этом году, к примеру, к нам обратились с предложением создания частных лыжных баз. Это тоже показатель.
А сами красноярцы обращаются с инициативами?
Красноярск, мне кажется, силен какой-то своей креативностью. Очень много интересных людей в спорте. Молодежь часто является движущей силой — те же экстремальные виды спорта ведь начали развиваться не с пустого места. Была инициатива молодых людей, было желание. От клуба «Креофил» есть сейчас предложение создать детскую базу для купания на острове Татышев. Инициативы разные, порой совсем необычные. Например, сделать вокруг часовни памятник здоровому образу жизни или на реке Каче залить цветной лед для катания на коньках. Если о более реальных вещах говорить, то велосипедная народная дорожка на острове Татышев — это заслуга горожан. Они сами увидели, почувствовали, что имеющаяся трасса не справляется с количеством людей. Стали получать много травм. И вот первый километр дорожки, который, безусловно, снимет напряженность, практически сделан на средства красноярцев. Я считаю эту инициативу самой лучшей.
Другая сторона медали
Получается почти идиллическая физкультурная картина. А если сравнить Красноярск с другими городами, как мы выглядим на их фоне?
Здесь очень интересно сравнивать, потому что ответ на вопрос состоит из двух частей. Если говорить о людях, их активности — это одно, если говорить о спортивной инфраструктуре — это совсем другое. Две очень большие разницы, как говорится. Есть город Красноярск, который славится своими олимпийскими чемпионами, Ярыгинским турниром, конкурсом «Стартуют все» — кстати, сейчас многие регионы запрашивают наш опыт в проведении подобных мероприятий, — зарядкой, в конце концов, которая вызывала сначала улыбки, а сейчас проводится по всей России. А есть другая сторона медали — это спортивные объекты, развитие инфраструктуры, детских спортивных школ. Вот здесь мы отстаем от лидеров: Москвы, Московской области, Казани.
Догонять собираетесь?
Когда разрушались предприятия в городе (90-е гг. — «ВК»), было очень много сделано, чтобы сохранить спортсооружения. Конечно, все эти объекты находились не в лучшем состоянии. Много средств было потрачено и тратится сегодня на восстановление. К примеру, бассейн на улице Пархоменко десять лет был закрыт, сейчас мы его восстановили. Завершен капитальный ремонт бассейна «Сибиряк». Работа идет, хоть и не так, как хотелось бы. Но вот последние два совещания с губернатором, мне кажется, ознаменовали исторический момент. Только в Красноярске за пять лет будет построено свыше двадцати спортивных объектов.
Направленность объектов наверняка будет зависеть от предпочтений горожан. Чем любят заниматься красноярцы?
Игровые виды спорта по количеству занимающихся, конечно, на первом месте. На том же острове Отдыха очень много народных площадок, где люди играют в волейбол, футбол. Тем более у нас уже три искусственных футбольных газона в Красноярске — с утра до вечера там нет свободного места. Ветераны стали очень любить футбол — в городе порядка сорока ветеранских команд. Горные лыжи набирают популярность.
Лыжи, наверное, получили феноменальное развитие. Только благодаря чему: появлению в городе хороших склонов или все-таки любви к этому виду спорта бывшего президента?
А здесь именно эти две причины. И строительство «Бобрового лога» наложило отпечаток, и, конечно, мода. Очень резкий скачок произошел. В 90-е подобная приятная аномалия случилась с большим теннисом. Я считаю, что горные лыжи заслуженно сейчас в десятке самых популярных видов спорта. Кроме всего прочего, это ведь и хорошая эмоциональная разгрузка, да и учит иметь голову на плечах.
Продолжим рейтинг...
Сейчас, как и всегда, популярна ходьба. Это, конечно, связано с заповедником «Столбы», мы даже открыли там одну из трасс конкурса «Стартуют все». Растет популярность плавания, художественной гимнастики. Велосипедный спорт, в плане городского катания, очень сильно развит — наверное, велосипедистов в Красноярске больше, чем в каком-либо другом городе страны. Борьба развивается, но опять же — из-за ограниченного количества специализированных залов не так массово, как хотелось бы. Хотя все для этого есть, и в первую очередь наши олимпийские чемпионы. Резкий скачок в начале 2000-х был в фитнесе и аэробике. Вспомните, сколько центров открывалось. Сейчас рост если не остановился, то замедлился. Я это связываю с тем, что люди просто пересели на велосипеды, встали на те же горные лыжи, на ролики.
Насколько я понял, в ближайшие несколько лет город ждут глобальные спортивные проекты. Это только строительство?
Строительство спортивных объектов, безусловно, на первом месте. Не менее важным является создание рекреационных зон по аналогии с островом Татышев. Это Березовая роща, Ветлужанка, ДК 1 Мая, парк «Гвардейский», набережная. Это вообще один глобальный проект — изменение облика Красноярска в еще большую физкультурную сторону. Сюда же отнесу перемены, которые ждут городские дворы в физкультурном плане. Как в рекламе: «Теперь мы идем к вам» (улыбается). Так вот, теперь мы идем во дворы. Мы разговаривали с Сергеем Цирюльниковым (руководитель ГУК «Жилфонд»), он сказал, что этот год также посвятит строительству спортивных площадок во дворах. Хочется сделать не просто спортплощадку, которая через какое-то время сломается и про нее все забудут, как это происходило раньше. Я был в Китае на Олимпиаде, ходил по дворам, так вот, там в каждом есть тренажеры: простые, доступные, неломающиеся, антивандальные. В этом отношении хотелось бы нечто подобное. Не утверждаю, что будет уже в этом году массовое развитие, потому что есть еще кризисные моменты, но в ближайшие 3-4 года работы у нас будет много. И это все достаточно глобально.
Спорт + бизнес
Может, попросить помощи у бизнеса? Вообще какие отношения у вас сейчас с предпринимателями?
Есть ряд бизнесменов среднего уровня, которые поддерживают ту или иную школу, хоккейную коробку. Я бы не сказал, что это явление повсеместное. Даже у наших команд мастеров «Строитель» (волейбол) или «Красноярочки» (баскетбол) генеральных партнеров нет. В этом отношении, может быть, кризис сыграл отрицательную роль. Хотя... (задумался) вы знаете, наверное, в этом и наша вина есть. Здесь не в бизнесе дело, а в нас. Мы ведь к бизнесу всегда относимся «дай», а нужно искать общие моменты, чтобы бизнесу было интересно. Я думаю, что ряд спортивных объектов мы будем строить, а потом эксплуатировать совместно. Есть предложения о строительстве, например, теннисных кортов. Но опять же бизнесу интересен кусок земли в центре города, а этого не получается. Я бы не сказал, что во взаимоотношениях с предпринимателями у нас все плохо. У нас, наверное, позиция такая выжидательная, мы смотрим друг на друга, прицениваемся и, скорее всего, скоро сделаем шаг навстречу. Во всяком случае, мы пойдем к ним искать совместных решений.
Возможно ли тогда будет объединить интересы? Вам выгодна социальная составляющая, бизнесу — прибыль.
К примеру, Олимпийские игры давно рассматривают как коммерческий проект, хотя социальная составляющая в них огромная. Спорт стал коммерческим, и во многом поэтому мы должны решать, обсуждать все. Если говорить о Красноярске, у нас ведь «Экселент» показал, что подобный комплекс может быть успешным, потому что есть бассейн, были проведены правильные маркетинговые исследования. И проект удался. Бассейн «Спартак», бассейн «Сокол», «Теннис-Холл» — это все частные структуры, и это говорит только о том, что спортсооружения могут иметь доходную часть. Мы для себя как раз и ставим задачу, чтобы, не ломая государственный, муниципальный подход к физическому воспитанию детей, создавать такие спортивные сооружения, которые будут окупаться, приносить прибыль. А заработанные деньги можно пускать на дальнейшее развитие.
Давайте поговорим о спонсорстве. Это ведь всегда плюс для спорта. А если спонсором выступает, к примеру, производитель пива, как вы к этому относитесь?
Здесь все дело в воспитании. Запретом ведь ничего не добьешься (в 2004 году в России в закон «О рекламе» были внесены изменения, запрещающие размещение рекламы пива на стадионах, в результате спонсорские проекты пивоваренных компаний в области спорта оказались свернуты. — «ВК»). За границей те же пивные пабы на стадионах есть. Должно быть просто воспитание. Я вот сам пиво тоже иногда люблю выпить. Но понимаю, что нужна мера. У нас на стадионах запретили рекламу, продажу пива. Так люди приходят со своим и сидят в тех же кафе. Доходная часть теряется, да и просто смешно становится от всего этого.
Тогда такой вопрос: если пивоваренная компания предложит вам оплатить все расходы на конкурс «Стартуют все» взамен на рекламу — согласитесь?
Пусть оплачивают, но не за рекламу (улыбается). Я бы отказал. Не готовы мы к подобному еще, тем более на «Стартуют все» много детей. Хотя если они придут и скажут: «Держите деньги», мы поблагодарим их и скажем: «Да, вот эта компания дала деньги», но реклама — нет.
То, что развитие спорта всегда упирается в деньги, наверное, без сомнений. Как у вас обстоит дело с финансированием?
Красноярск в этом направлении один из самых инициативных. По бюджету города порядка трех процентов выделяется на спорт. Это очень высокий показатель, если брать другие регионы. Конечно, из выделяемых денег львиную долю забирают команды мастеров, но мы сейчас сделали такую схему, при которой эти деньги стали работать и на молодежь, и на детей. Эта схема не дает существовать команде особняком, команда становится во главе структуры, в которую входит и вторая молодежная команда, и детская спортивная школа, и спортивные сооружения. Задача заключается в том, чтобы в будущем в команде мастеров выступали наши выпускники, и в этом плане наши хоккейный «Енисей», регбийный «Красный Яр» полностью оправдывают схему. Проблема сейчас в капитальных вложениях в строительство. Есть, безусловно, кризисные моменты, но кризис нас научил правильно использовать деньги, эффективно. И вот что показательно: мы сравнивали 2008 и 2009 годы, из каждой школы брали данные, анализировали, и получилось, что количество медалей, выполненных званий «мастер спорта» и другие показатели в 2009 году ничуть не хуже данных 2008-го. Хотя 2008 год в плане выделения денег был самым успешным, в прошлом году бюджет уменьшился на сто миллионов рублей. На 2010 год денег выделено столько же, сколько и в 2009-м, но задачи мы сохраняем и заставляем людей задуматься об эффективности использования каждого рубля.
Жизнь после 30
Сергей Владимирович, вы сами какими видами порта занимаетесь?
Почти всеми игровыми видами занимаюсь. Благо у нас ветеранские движения есть, и я не выпадаю из общего потока, есть с кем посоревноваться. По основной специальности у меня легкая атлетика, и я даже подумываю принимать участие в ветеранских соревнованиях, но чемпионата России для меня мало (смеется). Люблю кататься на горных лыжах, встал три года назад и получаю большое удовольствие. Велосипедную нагрузку даю себе периодически. Иногда даже не хватает времени. Сейчас вот мы придумали новый вид спорта — хоккей в валенках, буду пробовать (улыбается).
После 30 физкультурная жизнь только начинается?
Вообще мужчина должен себе делать спортивные встряски. Человек должен быть готов физически, и возраст здесь совершенно ни при чем. Вспомните, на Руси у богатырей самый рассвет приходился на 30 лет, и самые сильные люди были уже немолоды, а у нас к 30 некоторые уже ничего не могут. Мне очень нравится, что сейчас менталитет изменился, особенно у мужчин. Если 15 лет назад ветеранских команд в возрасте от 35 лет было пять или шесть, то сейчас их 20. Плюс около десяти команд, где играют мужчины старше 45 лет, и в этом году начали организовываться команды с участниками от 55.
Каким видите Красноярск через несколько лет в спортивном плане?
Этот год фундаментальный. Если получится все воплотить в жизнь, то Красноярск станет поистине спортивным городом. В этом году мы вводим универсальный зал на «Рассвете», после — Ледовый дворец и спортивный зал в Солнечном. Хотелось бы, чтобы секции не ютились по подвалам, чтобы были чистые раздевалки, чтобы тренеры не просто приходили и бросали мяч, а действительно занимались с детьми, чтобы от города были представители не только в индивидуальных, но и в игровых видах спорта на уровне сборной России. Вот это, наверное, и будет главным показателем. После этого мне можно будет идти работать в другое направление, а здесь появится молодой, более креативный человек, который будет действовать еще лучше.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №2 (243)