Александр Хлопонин ушел. Ушел так, что оставил массу вопросов, которые касаются и его будущего, и будущего края, и кандидатуры будущего руководителя региона. Хлопонин пойдет на повышение — об этом говорили давно. Но вот в какой роли видят его первые лица государства, до недавнего времени оставалось загадкой.
О том, что на Северный Кавказ президент отправит «своего человека», стало известно из послания Медведева Федеральному собранию. О том, что этим человеком станет Хлопонин, не думал, наверное, никто. Никто не мог также предположить, что в России появится политик, который будет подчиняться напрямую и главе государства, и премьер-министру и под которого специально изменят федеральное законодательство. Таким человеком стал Хлопонин — политик с большим потенциалом и амбициями, которому, по мнению политтехнолога Сергея Толмачева, через определенный срок по силу занять и президентское кресло.
Управленческий эксперимент
Об уходе Хлопонина из края говорили давно, поэтому о неожиданности говорить не приходится. Но насколько логично назначение именно на эту должность?
Абсолютно логично. Хлопонин давно вышел на тот уровень, когда ему лично нужно было что-то новое — новая должность, новое дело. Человек доказал, что он успешный профессионал, состоялся как губернатор и входит в число лучших глав регионов страны. Назначение Хлопонина — это следующая ступень в его карьере государственного управленца. Он все время рос и, собственно, дорос до этого. Пришел из бизнеса, возглавил один регион, потом стал губернатором Красноярского края, затем этот край объединил, переизбрался на второй срок. Это развитие, которое нашло продолжение на федеральном уровне.
Зачем к должности «главного по Кавказу» нужно было давать пост вице-премьера, притом что для объединения этих должностей потребовалось менять законодательство? Пост вице-премьера — это билетик в Кремль на случай, если Хлопонин не справится?
Это действительно уникальная ситуация, когда одно лицо подчиняется и Путину, и Медведеву. Очевидно, в нынешней системе управления вице-премьерство — это большой кредит доверия. Помимо этого система тандемократии — когда власть разделена между президентом и премьером — за предыдущие два года доказала свою эффективность, сохраняется курс, преемственность преобразований. Соответственно, подчинение Хлопонина тандему говорит о наделении его гораздо большим кругом полномочий. С такими полномочиями он может решать любые вопросы: экономические, кадровые — любые. Ну и, конечно, это подчеркивает важность задач, которые поставлены перед бывшим губернатором.
Двойное подчинение больше похоже на новую схему работы...
Объединение должностей позволит более эффективно выступать Хлопонину как управленцу. Кстати, вполне возможно, это такой управленческий эксперимент — создание новой системы для того, чтобы посмотреть, как она будет работать.
А может так получиться, что Хлопонин, подчиняясь и Медведеву, и Путину, в какой-то ситуации окажется меж двух огней?
За последние два года в России в государственном управлении я пока не видел каких-то серьезных противоречий между Путиным и Медведевым. Многие пытаются их разглядеть, многие — высосать из пальца, но серьезных я лично не замечал. То, что Хлопонин подчиняется этим двум людям, — это его преимущество, а не риск. Он может войти в один кабинет и решить ситуацию, войти в другой и решить ситуацию. Мне кажется, риска оказаться между двух огней нет. Сегодня в России такая политическая ситуация, что если возникнут споры — сядут, поговорят и договорятся. По крайней мере, всегда договаривались.
А если рассматривать вице-премьерство Хлопонина отдельно, как вхождение во властную элиту?
Вы же сами сказали, что слухи об уходе Хлопонина появились очень давно. Еще когда он только стал губернатором Красноярского края, многие говорили: вот-вот он куда-нибудь уйдет. Слухи такие появлялись регулярно и были связаны с тем, что в Хлопонине практически все видели человека с большим потенциалом в государственном управлении. Но речь всегда шла максимум о министерском портфеле. Вице-премьер — это, конечно, гораздо больше, чем кресло министра, это должность на одну ступеньку выше в иерархии исполнительной власти.
«По всем параметрам»
Почему именно Хлопонин?
Выбор кандидата, конечно, зависел от тех задач, которые нужно решать в созданном Северо-Кавказском округе. Нужен был человек, который бы смог эти задачи решить. И этот человек должен был удовлетворять целому ряду критериев: он должен быть хорошим управленцем, разбираться в хозяйстве, бизнесе, он должен быть хорошим лоббистом, политиком. Хлопонин в должности губернатора края доказал, что он действительно хороший политик, ведь он приходил в регион во время жесточайших противостояний. Велись так называемые элитные войны, не было никакой консолидации: отдельно был Зубов, Быков, финансово-промышленные группы. С приходом губернатора Лебедя противостояние только усилилось. А Хлопонин сумел добиться консолидации элит, в том числе и тех, кто противостоял ему на выборах в 2002 году. Не прошло и года, как и спикер, и мэр, и губернатор стали работать в одной команде. Именно такой человек, как Хлопонин, и оказался востребован — он подошел по всем параметрам.
Сейчас больше всего обсуждают работу Хлопонина в должности полпреда в Северо-Кавказском округе. Каков будет функционал нового вице-премьера?
От задач, которые поставлены Хлопонину, очень многое зависит. Еще больше — от того, как он с ними справится. Президент озвучил круг проблем, которые есть на Северном Кавказе, — это безработица, отсутствие инвестиций, криминогенная обстановка из-за плохой экономической среды. Поэтому одна из основных задач — привлечение инвестиций и организация нормальной жизни людей.
Есть вопросы, которые нужно решить в первую очередь? Или стоит заниматься сразу комплексом проблем?
В первую очередь, как и любому человеку, который пришел на новую должность, ему нужно разобраться в ситуации, изучить проблемы и наметить пути их решения. По большому счету, нужно начинать с крупного полномасштабного исследования. Это станет первым шагом к тому, чтобы новый регион занял достойное место среди других. Северо-Кавказский округ недаром выделен. Он выделен как проблемный, как территория особого внимания. Государство обратило на него внимание и будет теперь делать там «зону ближайшего развития». В свое время «регионом особого внимания», кстати, был Красноярский край.
Ваши прогнозы — сколько времени пробудет Хлопонин на Кавказе? И справится ли вообще?
Я бы здесь провел аналогию с 2002 годом, когда Хлопонин избрался, и все начали делать прогнозы — когда Хлопонин уйдет. Тогда было много вариантов — год, два, три, четыре. В итоге он остался почти на восемь лет. Я думаю, сейчас трудно сказать, сколько пробудет Хлопонин на Кавказе. Наверное, столько, сколько потребуется для решения всех проблем. За три года разрешит ситуацию — значит, три. За четыре — значит, четыре, и так далее. Если таланты Хлопонина будут востребованы где-то еще, уйдет раньше. Но в любом случае это будет зависеть от того, как он справится с поставленными сейчас задачами. Будущая карьера напрямую зависит от этого. Пока со всем, что на него возлагали, Хлопонин справлялся. Каждый раз это было непросто.
Изучая резюме
Красноярский край. На кого остался? Каковы ваши прогнозы списка кандидатов?
Я думаю, кандидатов не три. Я вижу список человек из семи-восьми. Сейчас ведутся интенсивные консультации, переговоры... Все имеют равные шансы, и говорить, что у кого-то их больше, а у кого-то меньше, попросту нельзя. Здесь будет иметь значение не то, что кто-то лучше, кто-то хуже, а то, что кто-то нужен больше в другом месте, условно говоря, на другом участке работы. Список действительно большой: Новак, Акбулатов, Воробьев, Кузубов, Кузнецов, Сокол даже — он давно стоит в губернаторском резерве.
Не будет от Медведева опять неожиданности? Может, появится красноярский Никита Белых?
Я допускаю, что возможно появление человека не из правящей партии.
Хлопонин рекомендовал Льва Кузнецова на пост губернатора. Вы верите в повторение иркутского сценария, когда никто не сомневался в будущем губернаторстве Сергея Сокола, а вышло так, как вышло?
Может произойти все, что угодно. Думаю, рекомендации Хлопонина особой форы Кузнецову не дадут. Появление «незнакомца» по иркутской схеме тоже вполне реально. Ведь там также рассматривалась масса вариантов, а губернатором стал Мезенцев. Он, конечно, имел отношение к Иркутску — был членом Совета Федерации от области, но сам-то он из Петербурга. И его появления ожидали меньше всего, если не сказать, что совсем не ожидали.
Предстоит непростой выбор...
Я говорил уже, сейчас ведутся консультации. И можно, наверное, сказать, что выбор будет сделан по итогам собеседований. Управленческая система во власти очень похожа на управленческую систему в бизнесе. Условно говоря, взяли
Как вы оцениваете, если можно так сказать, «оппозиционность» фракции партии «Единая Россия» в Законодательном собрании края? Депутаты могут «взбрыкнуть»? Не согласиться с неожиданной кандидатурой, выдвинутой президентом? Или все пройдет по сценарию, кого бы ни выбрал Медведев?
Честно говоря, очень сильно в этом сомневаюсь. Чтобы не поддержать кандидатуру, нужны очень веские основания. Конечно, если Медведев предложит кандидатуру из Коммунистической партии РФ, большинство, которое представлено в Законодательном собрании, вряд ли будет довольно. А если будет предложен нормальный, профессиональный управленец... Ведь противостояние региональных и федеральной элит давно в прошлом. Это противостояние времен конца
Вас лично кто бы устроил в должности будущего губернатора Красноярского края?
Меня лично устроил бы любой из тех, кого я перечислил. Предпочтения личные, конечно, есть — кого-то я знаю больше, кого-то меньше, с кем-то довелось работать плотно, с кем-то менее тесно. Но это все достойные люди. Красноярскому краю вообще в последнее время везло с губернаторами: сначала был Зубов, потом пришел Лебедь — его появление сыграло большую позитивную роль для Красноярского края, потому что привлекло внимание федеральных властей к региону. Далее — Хлопонин, и это тоже удачный губернатор.
Партийный лидер края уходит из региона накануне мартовских выборов. Это как-то скажется на результатах?
Безусловно, выборы будет проводить сложнее. И, конечно, сложнее будет партии «Единая Россия». Выборы в Красноярском крае сейчас проводятся по новой системе, везде выросла роль партии. Когда в регионе был такой мощнейший локомотив, как губернатор Хлопонин, который консолидировал все элитные группы, выборы было проводить проще. Будет сложнее и администрации края курировать выборы, потому что помимо выборной нагрузки на них ложится нагрузка, связанная с вхождением нового губернатора.
— Хлопонин будет президентом России?
— Ну, в 2012 году вряд ли. А что касается 2018, 2024 года — вполне. Хлопонин еще достаточно молод, чтобы и в
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №3 (244)