Правительство готово отказать в помощи нефтяникам
В конце января вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин предложил восстановить экспортную пошлину на нефть, добываемую в Восточной Сибири. В том числе на нефть Ванкорского нефтегазоносного месторождения. Эксперты настороженно относятся к такой перспективе. Возврат пошлин может ударить по доходам компании «Роснефть», а это, в свою очередь, не может не сказаться на налоговых поступлениях в краевую казну.
Не прошло и года
Предложение обнулить экспортные пошлины на восточносибирскую нефть родилось весной прошлого года. В середине апреля 2009 года тот же глава российского Минфина Алексей Кудрин говорил: «Мы поддерживаем освобождение от экспортных пошлин на нефть, добываемую в Восточной Сибири. Такое решение принято и сейчас оформляется». Его коллега, министр энергетики РФ Сергей Шматко подтвердил: есть решение, достигнутое на совещании под председательством премьер-министра Владимира Путина в Киришах. Вопрос об обнулении экспортных пошлин на нефть, добываемую в Восточной Сибири и поставляемую в нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), обсуждался в числе других мер, направленных на стимулирование притока инвестиций в нефтедобычу в регионе. К тому времени для освоения месторождений Восточной Сибири правительство уже приняло решение о введении «налоговых каникул» по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В числе других уже принятых мер — обнуление ставки на ввоз уникального оборудования, сокращение сроков амортизации. В итоге нефтяники сэкономили 500 млрд рублей и, по утверждению Путина, сохранили ритмичную работу отрасли. Государство в лице премьера декларировало: меры поддержки нефтяной отрасли помогут избежать резкого падения нефтедобычи в России, и без них не обойтись.
По подсчетам аналитика компании «КИТ финанс» Константина Черепанова, по итогам прошлого года обнуление экспортных пошлин должно обойтись государственной казне в 260 млн долларов, а к 2012 году — примерно в 3,8 млрд долларов. Предполагалось, что решение может действовать три года. Что касается 2010 года, эксперты называли сумму в 100 млрд бюджетных рублей.
По оценкам аналитиков, обнуление экспортной пошлины выгодно прежде всего НК «Роснефть», которая активно осваивает Ванкор, владеет лицензиями на месторождения Юрубчено-Тохомской зоны и
Решение правительства сопровождалось множеством мероприятий, связанных с технологией его исполнения и администрирования. В частности, российский закон «О таможенном тарифе» не позволяет государству предоставлять льготы отдельным категориям экспортеров. Чтобы выполнить поручения премьер-министра Путина, пришлось обойти эту норму: для этого восточносибирской нефти присвоили отдельный код. К началу сентября 2009 года Федеральная таможенная служба разработала регламент для администрирования принятого решения. После этого процедуры подготовки к его реализации можно было считать законченными. Оставалась мелочь: нефть Ванкора не соответствует качественным характеристикам, заложенным в специальном таможенном коде, — значит, нужно волевым порядком поменять характеристики. Против этого категорически выступил российский Минфин.
А на совещании с первым вице-премьером Игорем Сечиным вице-премьер Алексей Кудрин неожиданно назвал решение об обнулении пошлин «скоропалительным и непросчитанным» и заявил, что в результате его реализации федеральный бюджет только в 2010 году потеряет около 80 млрд рублей.
Все назад!
Логика громких правительственных заявлений и их последующих корректировок — отдельная тема. Важнее понять, действительно ли может быть принято решение об отмене нулевой пошлины и как это скажется на Роснефти? Эта компания нам в силу понятных причин ближе прочих.
В управлении информации Роснефти от комментариев отказались. Начальник управления Николай Манвелов сказал «ВК» в телефонном разговоре, что не желает гадать на кофейной гуще, привык иметь дело только с фактами. Заявление Алексея Кудрина — не состоявшийся факт, а только заявление министра. На вопрос, допускает ли он вообще возможность отмены нулевой пошлины, Манвелов ответил: «Я не работаю в правительстве!»
Эксперты к возможному решению правительства отнеслись настороженно.
— Совершенно ясно, что обнуление пошлины затевалось для того, чтобы новые месторождения могли развиваться, чтобы процессы набрали необходимые обороты, — сказал аналитик красноярской инвестиционной компании «СМ.арт» Сергей Наговицын. — Думаю, нулевая ставка не будет отменена. Если же все-таки это случится, в чем я, повторяю, сильно сомневаюсь, тогда Роснефть очень пострадает. Сейчас компания, продавая нефть в Китай по фиксированным ценам на том конце трубы — таковы условия соглашения, — работает на грани безубыточности либо с незначительной прибылью. Если же нулевую ставку отменить, ей придется примерно половину заработанных денег отдавать казне.
Еще более категоричен в оценках депутат Госдумы Валерий Зубов.
— Я со своим экономическим образованием имею занудную привычку все считать. Поставки нефти в Китай по ВСТО для нас невыгодны, они убыточны, — заявил он. — Поэтому невыгоден и весь проект. Даже при нулевых экспортных ставках. А если их отменят — проект станет еще более убыточным.
По словам Зубова, сегодня порог рентабельности для нефти Ванкорского месторождения находится в пределах цены
— Я не знаю, в чем смысл этого проекта при таких условиях, — признался депутат.
По его мнению, если правительство решится отменить нулевую ставку, Роснефть просто откажется от поставок, а кроме того, потребует бюджетных дотаций для перевозчика — Транснефти. Но ситуация, когда бюджет начинает дотировать экспорт нефти, отдает абсурдом. По мнению Валерия Зубова, российская стратегия, связанная с добычей и экспортом углеводородов, вообще нелогична. Коль скоро на сегодня не существует серьезной альтернативы углеводородному сырью, стоит ли наращивать его экспорт? Логичнее вкладываться в глубокую переработку этого сырья внутри страны и стимулировать инвестиции компаний в это направление. Ну и в поиск и освоение альтернативных источников.
— Цена нефти в 80 долларов за баррель при всей внешней привлекательности для России — большая угроза, — сказал Зубов. — При такой цене становится выгодным разрабатывать нефтеносные пески и сланцы, которые есть в некоторых штатах Америки, в Канаде. Мы сразу теряем позиции на мировом рынке. Надо перерабатывать, а не гнать по трубе.
Российский премьер тоже считает, что приоритет пора отдать переработке. В частности, одобрен ускоренный возврат НДС на импортное оборудование и госгарантии для инвестпроектов по глубокой переработке нефти. Главное, предупреждает Путин, чтобы поддержка была не самоварням и керосинкам, а реальным проектам.
Сейчас правительственные чиновники рассматривают два варианта дальнейших действий. По первому до 1 марта экспорт нефти месторождений Восточной Сибири останется беспошлинным, но до весны специальная рабочая группа снова проанализирует экономику этих участков и сделает предложения по замещению выпадающих из бюджета доходов. По второму варианту пошлины для Восточной Сибири могут вернуть, но со скидкой по отношению к обычной ставке.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №4 (245)