Смогут ли субсидии аграриям заменить рынки сбыта?
Система господдержки субъектов агропромышленного комплекса в этом году изменена. С одной стороны, она была расширена, с другой — доступ к ней еще больше ограничили. Да и без рынков сбыта сельхозпродукции вряд ли можно ожидать сколь-либо значимых эффектов.
Ограниченная поддержка
Еще в июле 2009 года на краевом уровне был принят закон о господдержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основным инструментом этой поддержки стали субсидии. Однако еще в прошлом году многие аграрии говорили о преградах на пути их получения.
В этом году закон изменили. Скорректировали перечень получателей господдержки. Теперь в него входят практически все сельхозпроизводители, за исключением людей, ведущих личное подсобное хозяйство. Правда, был расширен и перечень условий предоставления господдержки. Наряду с включением в реестр субъектов АПК были введены еще два пункта: отсутствие у получателей задолженности по зарплате, налогам и иным обязательным платежам и наличие специалистов с высшим или средне-специальным образованием.
— Второй пункт должен стимулировать руководителей привлекать и закреплять на селе квалифицированных специалистов, — говорит и. о. министра сельского хозяйства Леонид Шорохов.
Непонятно только, зачем поддерживать и без того эффективное хозяйство (а иначе назвать хозяйство без долгов не получается) в ущерб тем, у кого есть трудности. Да и насколько размеры господдержки будут сопоставимы с затратами на «привлечение и закрепление» профессионалов на селе, не ясно.
Возникли претензии к кадровой статье закона и у экспертно-правового управления Заксобрания края, ведь, по данным того же минсельхоза, в предприятиях АПК края на 1 января 2008 года имелось 565 вакансий. И это число продолжает расти. «Наличие дефицита кадров на селе, — сказано в заключении управления, — обнаруживает заведомую неисполнимость предлагаемого условия. В результате сельскохозяйственные организации, нуждающиеся в специалистах, потеряют возможность получить субсидии за произведенную продукцию».
— Все эти меры поддержки были актуальны несколько лет назад, когда цена на зерно была в два раза выше, — поделился с «ВК» своими мыслями руководитель одного из сельхозпредприятий края, — сейчас же все они попросту бессмысленны.
Был расширен и список возможных причин отказа в предоставлении поддержки. Например, субсидии на погашение части затрат на приобретение семян не будут отныне выделяться тем хозяйствам, на полях которых в прошлом году не весь урожай был убран. Исключения составляют лишь случаи, когда урожай остался на полях по причине чрезвычайных происшествий.
Коснулись изменения и поддержки животноводческого хозяйства края. С этого года субсидии производителям молока выделят только при увеличении валового объема производства молокопродуктов по итогам прошлого года на 2,5 %.
Прописана в законе и поддержка мясного производства, в частности компенсация части затрат на содержание коров и приобретение племенного молодняка. Раньше такого не было. Правда, и здесь было введено ограничение: субсидия предоставляется только при сохранении численности поголовья годовалой давности.
— Срок выращивания коровы — два года, — рассказывает анонимный собеседник «ВК», — и в такой перспективе актуальность предлагаемой поддержки вызывает сомнения. К тому же непонятно, сохранится ли эта поддержка на следующий год и далее.
На все меры поддержки сельхозпроизводителей в этом году будет выделено свыше 2 млрд рублей. Правда, найдут ли эти деньги своих получателей?
Знаковое стимулирование
Возможно, проблемы сельчан можно решать и другим путем — стимулированием сбыта их продукции.
— Отсутствие рынков сбыта местной сельскохозяйственной продукции, — говорит председатель комитета по делам села и агропромышленной политике ЗС края Александр Дамм, — является основным фактором, сдерживающим развитие отрасли в крае.
Одним из механизмов сбытовой стимуляции должна стать добровольная сертификация качества, которая предполагает не только проведение исследований на предмет содержания ГМО, но и маркировку прошедших испытания товаров знаком «Продукция Красноярского края».
Кроме самой сертификации предполагается компенсация производителям половины затрат на ее проведение. Общий объем средств, предусмотренный на эти цели, в 2010 году составит 10 млн рублей.
— Введение добровольной сертификации очень важно, — говорит депутат ЗС, руководитель краевого Центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун. — Действующая сегодня система обязательной сертификации контролирует лишь безопасность товаров, а никак не их качество. Вопросами качества в этом государстве вообще никто не занимается. Пример тому — сливочное масло, более 50 % которого в крае по своему составу является спредом.
Проблема, которая может встать на пути реализации этого проекта, — отсутствие утвержденных методик оценки именно качества.
— Все в порядке, — успокаивает Моргун, — существуют ГОСТовские процедуры практически по всем критериям качества, которые учитывают десятки показателей. Просто лишь единицы из них обязательны для сертификации.
Есть, правда, и другие трудности. Как быть, например, с товарами, произведенными в крае, но из привозного сырья? Не перестанут ли торговые сети после раскрутки знака «ПКК» пускать на свои полки товары без него?
— Да, механизм не идеален, — соглашается депутат ЗС Михаил Васильев, — но надо же с чего-то начинать.
Неторопливая логистика
Еще одним способом стимулирования сбыта и облегчения доступа на рынок продукции местных сельхозпроизводителей должен стать межрегиональный оптово-розничный логистический центр. Решение о его строительстве было принято еще в 2008 году. Даже провели конкурс на создание проекта и бизнес-плана по обоснованию мощности и структуры работы центра.
Выиграла этот конкурс компания «Арго». Ее проект предполагал выделение из краевого бюджета 1,6 млрд рублей со сроком строительства от двух лет и окупаемостью 8 лет. Проект презентовали правительству края, после чего перед минсельхозом поставили задачу: предусмотреть вариант частно-государственного партнерства. Итогом работы стал второй проект, который уже предполагал краевые инвестиции в размере 1 млрд рублей. Однако решение о финансировании не принято до сих пор.
— Ситуация удивительная, — говорит Васильев. — Решение о создании этой площадки принято более года назад, а до сих пор ничего не сделано.
Меж тем за время ожидания решения минсельхоза собственник сам достроил этот логистический центр, вот только участие государства в нем пока не предусматривается.
Крайне любопытно, куда делись 20 млн рублей, выделенных-таки на разработку проекта. Если верить минсельхозу, то эти деньги не потрачены, а «сэкономлены». Хотя ценность этой экономии весьма сомнительна, ведь деньги могли пойти на разработку конкретного проекта, а не эскизного.
В минсельхозе из этой ситуации вышли с помощью подготовки третьего проекта, основная задача которого будет сведена к информированию предприятий и сельхозпроизводителей о существовании такой площадки и возможности работать через нее. Презентуя этот проект на профильном комитете ЗС, замминистра сельского хозяйства и продовольственной политики края Рафаэль Шагеев описывал его так:
— Нами подготовлен третий вариант, предусматривающий информационное управление для целей организации работы в территориях края для поставки продукции на существующие перерабатывающие комплексы, — даже не запнулся чиновник. — Мы же должны построить центр первичной централизованной переработки и теперь заостряем внимание на нахождении ресурсов именно для этого.
Вероятность, что найти и эти ресурсы министерству не удастся, очень велика, особенно в ситуации столь мощного ограничения бюджетных ресурсов, как в этом году. Да и нерасторопность чиновников непременно внесет свою лепту.
— В проблемах эффективности финансирование стоит лишь на
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №5 (246)