Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Еда без границ

Еда без границ

17.02.2010
0

После отмены обязательной сертификации рынок продовольствия остался без контроля

Оставшись без обязательной сертификации, рынок может наполниться небезопасным продовольствием. Препятствием на этом пути могли бы стать техрегламенты, но принятие всего их комплекса — дело далекого будущего.

Опережающая отмена

Василий МоргунОтмена обязательной сертификации для пищевой продукции — продолжение политики отмены государственных стандартов и замены их на техрегламенты. Еще в конце 90-х годов начались разговоры о том, что административные барьеры и дополнительные процедуры сильно мешают развитию бизнеса. Соответственно, было принято решение сокращать их.

— Как-то так получилось, что система сертификации одной из первых была признана таким барьером и попала под сокращение, — вспоминает директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации Василий Моргун. — Идея была такая — не нужно мешать бизнесу производить продукт, а уж если что-то произойдет, мы посмотрим в порядке поступления жалоб.

Есть, правда, у такой логики одна системная проблема: во-первых, контролировать качество и безопасность продукта на стадии производства проще — производителей в крае несколько десятков, а продавцов — несколько десятков тысяч. Да и сама практика заниматься контролем только тогда, когда поступит жалоба от потребителя, не выдерживает никакой критики. Ну и, во-вторых, уход от обязательной сертификации отрицает роль государства в организации технологических процессов, а значит, и стимулировании развития производств, проще говоря, модернизации.

Апофеозом такой политики стало принятие в 2002 году закона о техрегулировании, по которому все действующие госстандарты должны были быть заменены техническими регламентами. В полную силу этот закон должен был заработать уже в этом году. Однако из четырехсот техрегламентов принято 11, да и то лишь три в форме законов, остальные — постановления правительства. К тому же принятые регламенты оказались недееспособными и содержат огромное количество ошибок.

На практике эти два процесса — отмена сертификации и принятие регламентов — пошли порознь, и каждый со своей скоростью. Проблемы с принятием техрегламентов не остановили процесса отмены сертификации. Причем правительство даже выставляло план по этому сокращению, и он-то как раз очень хорошо выполнялся. К проблеме техрегулирования вернемся чуть позже.

Первой под сокращение обязательной сертификации попала сфера услуг, что не замедлило сказаться на качестве. Очередное постановление правительства вывело всю пищевую продукцию из-под обязательной сертификации.

— Частенько говорят, что обязательная сертификация дает дополнительную нагрузку на потребителя, — рассуждает Моргун, — так как приводит к удорожанию продукции. Мы в центре по данным самих предприятий посчитали долю обязательной сертификации продовольствия в ее цене — получились весьма незначительные цифры. Так что мне совершенно непонятно, в чем экономический эффект отмены сертификации.

Например, обязательная сертификация плавленого сыра «Орбита», 1 кг которого стоит 140 рублей, добавит к его стоимости 0,04 копейки, килограмм молочной продукции подорожает на 1 копейку, макарон — на 8 копеек, колбасы — в среднем на 7 копеек, хлеб — на 0,17 копейки.

Ни качества, ни безопасности

Пожалуй, самой значимой проблемой отмены обязательной сертификации продовольственных товаров является их безопасность, ведь контролировалась этой процедурой именно она. Отметим, что речь о контроле качества вообще не идет, ведь еще в начале сертификационной реформы были отменены все ГОСТы по качеству. Сделали это путем вывода большей части критериев ГОСТов в режим необязательных для сертификации. В итоге получилось так, что лишь пара-тройка пунктов, определяющих безопасность продукции, осталась в силе.

— Это дало возможность производителям имитировать качество товаров, — говорит Моргун, — а с нынешним постановлением исчезнет и контроль безопасности. Причем сейчас сложилась уникальная система, когда, например, щипковые музыкальные инструменты подлежат обязательной сертификации, а продукты питания нет: то есть мы будем играть на безопасных балалайках, но есть небезопасные продукты.

Ситуация с безопасностью продуктов уже сейчас далека от радужной. Получить официальные данные Роспотребнадзора не удалось: в ведомстве отказались их предоставить, сославшись на то, что в день выхода газеты будет проводиться пресс-конференция, на которой и будут озвучены эти цифры.

По данным Моргуна, около 50 % пищевой продукции не соответствуют показателям качества, 30 % не соответствуют показателям безопасности. На поверку даже эти цифры могут оказаться заниженными, поскольку на федеральном уровне недавно озвучили результаты проверки одной из торговых сетей Санкт-Петербурга, которые показали, что 80 % всей пищевой продукции некачественны и небезопасны.

Однако отраслевое сообщество не разделяет пессимистичных настроений.

— Вряд ли крупные и серьезные производители сейчас станут резко менять технологии в сторону ухудшения качества и безопасности продуктов, — говорит PR-менеджер сети магазинов «Командор» Юлия Горовая. — Во-первых, никто не захочет рисковать раскрученным брендом, во-вторых, есть отстроенные технологии производства, менять которые выйдет дороже. Для нас же вообще ничего не изменится, ведь вся ответственность за качество и безопасность продукции лежит на производителе, а мы в любом случае берем продукты только с надлежащими документами.

Регламентированная пустота

Позиция ритейла понятна: при принятии соответствующих техрегламентов продукция попадает под достаточно жесткий контроль, ведь оговаривается обязательная проверка качества. К тому же на смену сертификации придет так называемая система декларирования по собственным доказательствам. На основе этих данных будет составляться протокол лабораторных испытаний. Причем в большинстве случаев документ останется обязательным. Но тут есть один нюанс — при таком испытании качества производитель сам сдает свою продукцию на испытание. А значит, имеет возможность выбрать более качественный товар, а то и вовсе произвести контрольную партию.

— Такие прецеденты случались, — рассказывает директор Енисейской алкогольной ассоциации Валерий Анохин, — это вообще больная тема, особенно для алкогольного рынка, ведь качество этой продукции может меняться от партии к партии. Как в такой ситуации будет происходить регулирование, непонятно.

Меж тем производители продовольствия, которым уже удалось пожить под техрегламентами (молочное производство, производство соков), уверяют: процедура контроля, напротив, ужесточилась.

— ГОСТы регулировали только качество конечной продукции, а техрегламент распространяется на все, вплоть до технологии производства и сырья, — рассказывает руководитель по внешним связям по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку компании «Вимм Билль Данн» Антон Калтыгин, — поэтому, если будут приняты техрегламенты, сомневаться в качестве и безопасности продукции не приходится.

Правда, приняты эти техрегламенты будут еще нескоро. По прогнозам Моргуна, стоит ожидать принятие некоторых из них уже в ближайшие 2-3 месяца. Но, как правило, начинают действовать они после полугодовой отсрочки, так что 8-9 месяцев придется жить без контроля безопасности. А по мясу, например, и того дольше — принятие техрегламента еще даже не запланировано.

— Полагаю, что в такой ситуации крупные производители будут вынуждены объединяться в сообщества по типу СРО, — говорит Моргун, — и вырабатывать собственные критерии качества, которым будет доверять потребитель. Это просто необходимо, поскольку мелкие и не самые добросовестные производители сейчас могут очень сильно оттянуть их рынок, поставляя более дешевый, но некачественный продукт.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №6 (247)

Рекомендуем почитать