Россия пока не почувствовала, что наступил новый этап ее развития
Первая же дискуссионная площадка форума взбодрила. Модератор — директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Алексашенко — не стал следовать политической конъюнктуре. Он сразу повел речь о том, что в Датском королевстве что-то неладно. Вопреки предварившей дискуссию бодрой увертюре первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова.
Верхи не хотят — низы не могут
Главный утешительный вывод: революции не будет. Потому что революционная ситуация, по Ленину, — это когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут соответствовать. У нас все не так: низы ничего не могут, путаясь в именах собственных, глаголах и прилагательных, а верхи ничего не хотят. Не хотят слышать сигналы снизу, не хотят меняться и что-то менять. Так что революции не будет, и ничего по большому счету не изменится. Это — главный вывод, который можно было вынести из дискуссии. Вообще, забегая вперед: на протяжении всего форума складывалось впечатление, что его организаторы (лучшая часть, белая кость) и VIP’ы, у которых в порядке с головой, поставили перед собой одну цель — хоть как-то достучаться до общественности. Донести одну, но пламенную мысль: «Братцы, тонем! Что-то делать надо, и как можно скорее!»
Если без дураков, без понтов и без учета былых заслуг, сегодня Россия — страна со слабо развитой экономикой, а если какие-то секторы развиты, так они сырьевые; с не менее слабыми признаками интеллекта, уровень которого не позволяет надеяться на светлое завтра; с ярко выраженной манией преследования. Вот в такой стране мы живем, и с такой страной что-то нужно делать, нужно как-то ее менять.
Одна из движущих сил, как представляется нормальному человеку, — бизнес на всех уровнях. Он самый прогрессивный и самый продвинутый, ибо заточен под себя, под свои выгоды: как потопаешь — так полопаешь. Он и сигналы должен подавать если не обществу, так власти, и сам же на эти сигналы реагировать путем делегирования во власть своих представителей. Что на деле? Сигналы есть, даже вопли, но доносятся они главным образом из слоя среднего бизнеса. Крупный в ответ кажет большой кулак. Они сотрудничают с властью, заигрывают с нею и не хотят никаких перемен. Тот, кто хочет и пытается чего-то добиться, сидит в Краснокаменске и шьет верхонки.
— Что в итоге? — презрительно спросил в гардеробе один известный бизнесмен — и, было бы куда, сплюнул бы. — Какая-то ерунда получается. Говорильня.
Другой предложил президенту компании «Тройка Диалог» Андрею Шаронову раскассировать красноярский венчурный фонд, которым управляет «Тройка», и профинансировать пару-тройку венчурных проектов. Но в голосе автора предложения не чувствовалось уверенности: раскассирует — и все пойдет, как надо.
Не пойдет. Ну нет такого количества и — главное — такого качества венчурных проектов, чтобы их следовало финансировать.
Верхи могут — низы хотят
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко развенчал гнусные инсинуации. Пафос его комментария сводился к одному: на фоне запроса к изменениям и модернизации резко активизировались те, кого он называет «ортодоксальными либералами».
— В 2000-х годах общество отказало им в доверии, выдавив из политической системы, — говорит Алексей Клешко. — Они сейчас снова пытаются вскочить в поезд под названием «Россия», пытаются навязать обществу дискуссию о неспособности лидеров государства модернизировать страну. Понимая, что это вряд ли им удастся, они тут же пытаются вбросить в общество идеи о модернизационных рисках, о тех потерях, которые мы все должны понести в результате модернизации.
По мнению Клешко, достойный ответ на форуме и именно на этой дискуссионной площадке дал первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Вице-премьер сказал, что только социальная солидарность нас всех спасет. Только она способна сплотить общество, и только от нее зависит успех модернизации.
— Это является неотъемлемым условием успешной модернизации страны, — подтвердил Алексей Клешко. — Иного общество не примет.
Именно поэтому, по словам вице-спикера ЗС края, на круглых столах, в рабочих группах форума обсуждалась не просто прагматика, а социальная, философская сторона вопроса — как обновить Россию? Как ее наконец обустроить?
— Общественная линия модернизации — это для меня очень радостное событие, — подытожил Клешко.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск», №6 (247)