Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Беспредельные мощности

Беспредельные мощности

25.02.2010
0

Местные производители кондитерских изделий готовы снабжать сладостями всю страну

Оговоримся сразу, местными производителями будем также называть соседей из Хакасии. Без них рынок кондитерских изделий в крае выглядит как-то куце. С ними он становится сильным, конкурентоспособным и впечатляющим по своим перспективам развития. Проблема одна — мощностей много, а рынок сбыта не так уж велик.

Сладко там, где тепло

Беспредельные мощностиВ России есть пять основных производителей кондитерской продукции. Кроме гигантов в регионах есть еще около ста крупных фабрик и тысячи мелких производителей, которые имеют в своем распоряжении небольшой цех.

Так уж получилось, что самые крупные игроки на рынке кондитерских изделий расположены на юге региона и в Хакасии. С чем это связано, сказать сложно. Крупные кондитерские компании находятся в Минусинске, Черногорске и Абакане. Среди местных производителей можно выделить, пожалуй, только «Краскон». У всех разные объемы производства и разная направленность. Специализаций в этом плане очень много. Есть мелкие игроки, которые выбирают для себя один-два продукта. Кто-то специализируется на шоколадных конфетах, кто-то на карамели или печенье.

— Объемы производства у нас колеблются,- говорит Татьяна Тутатчикова, заместитель директора по производству ОАО «Кондитерская фабрика «Абаканская». — Существует обычная сезонность продукта — зимой объемы падают, летом увеличиваются. Но в среднем это где-то тысяча тонн продукции в месяц.

Кондитерская фабрика «Абаканская» производит четыре основных продукта: карамель, ирис, печенье и драже. Недавно запустили новое производство — шоколадная глазированная продукция. Меньше всего производится сейчас печенья и драже — по 80-90 тонн в месяц. Ирис занимает около 25 %. Больше всего производится карамели — основного продукта фабрики — от 600 до 800 тонн в месяц. Но даже при таких объемах Кондитерская фабрика «Абаканская» занимает всего 1 % во всем кондитерском производстве страны. Какую долю компания занимает на краевом рынке, руководство сказать затруднилось.

— Мы себя условно называем региональной компанией, — объясняет Тутатчикова, — хотя торгуем от Питера до Владивостока. Основной продукт, конечно, идет на восток. Связано это с тем, что на западе страны расположено гораздо больше производств. Впрочем, есть точки сбыта и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске. Для края мы производим примерно в два раза больше, чем тот же «Краскон», но зато продукция у них более дорогая.

Что касается конкуренции, то в кондитерском деле она очень интересна. Для одного производителя конкурентов может быть не два-три, а десятки. Связано это опять же со специализацией производства. Среди конкурентов по карамели Тутатчикова выделяет фабрику «Красная звезда» и украинских производителей. Конкуренты по печенью — минусинская фабрика и черногорские производители. По ирису сильных конкурентов у Кондитерской фабрики «Абаканская», по признанию Тутатчиковой, нет.

— Конкуренция на этом рынке достаточно жесткая, особенно в нашем среднем ценовом сегменте, — анализирует ситуацию Тутатчикова. — Где-то идет ценовая «война», где-то сервисная, где-то ассортиментная. Но наша площадка по производству карамели, пожалуй, одна такая в стране — столько карамели можем выпускать только мы.

Мощностей, по словам Тутатчиковой, хватит, чтобы завалить всю страну карамелью. Сейчас фабрика работает не на полную мощность, может выпускать в два-три раза больше продукции. Проблема в рынках сбыта и конкуренции.

Один из главных конкурентов «Абаканской» — кондитерский концерн «Черногорский». Он также имеет большую сеть сбыта — представительства, если верить данным официального сайта компании, есть во всех крупных городах от Урала до Благовещенска. Есть представительство и в Красноярске. Основной товар концерна — печенье и слоеные изделия, из всего объема производства на край идет около 15 % продукции.

— Точной доли на рынке Красноярского края назвать не могу, но так, навскидку, мы занимаем процентов 20, — говорит коммерческий директор красноярского представительства кондитерского концерна «Черногорский» Артур Павлов.

Боец конфетного фронта

Гордостью и местной кондитерской знаменитостью в крае уже давно считается компания «Краскон». Сейчас в состав фабрики входит три цеха: два занимаются производством кондитерской продукции (один из них находится в Железногорске), один производит макаронные изделия. Фабрика производит более 240 наименований кондитерских изделий, в том числе шоколадные конфеты, зефир, ирис, мармелад, карамель, драже, вафли, более 50 видов наборов шоколадных конфет в коробках.

То, что сейчас в производстве задействована лишь малая часть всех мощностей, — общее место. «Краскон» может выпускать 10 тысяч тонн кондитерских изделий в год, производит же, по словам генерального директора Владимира Казанцева, всего две. 60 процентов от объема всей произведенной продукции занимают конфеты.

— Доля рынка, которую «Краскон» занимает в крае, составляет около 20-25 %, — говорит Казанцев. — Причем эта доля не среди местных производителей, а среди всех, кто представлен на краевом кондитерском рынке. Посчитать долю среди местных игроков практически невозможно.

По словам Казанцева, основные конкуренты «Краскона» — производители Украины и Москвы. Но продукция компании сама составляет конкуренцию на других региональных рынках.

— Мы представлены в Кемерово, Новосибирске, — говорит Казанцев. — От всего объема производства в другие регионы мы поставляем 10-15 % кондитерской продукции.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №7 (248)

Рекомендуем почитать