Иногда чтение новостных лент вгоняет в ступор. Прочитал новость и не можешь понять — это такой сценарий фантастического фильма? Или новости с другой планеты? Или ты что-то пропустил? В роли фантаста-сценариста на этот раз выступил Александр Бастрыкин — глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России. Его предложение — принудительно взять отпечатки пальцев у жителей Северного Кавказа, а после и у всех жителей страны — можно назвать только бредом. Его обоснования этой идеи даже логике бреда не поддаются.
Каждому по клетке
4 марта руководитель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин предложил ряд мер по повышению эффективности противодействия преступности в Северо-Кавказском регионе. В том числе среди мероприятий, которые будут способствовать общественной безопасности, было озвучено следующее: в обязательном порядке снять отпечатки пальцев жителей всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа и получить образцы ДНК. Стоит ли говорить, что горцы встретили данное предложение в штыки. Пресс-секретарь президента Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов заявил сайту gazeta.ru, что вряд ли жители республики положительно отнесутся к тому, что «их заведомо относят к неблагонадежным гражданам».
— Если бы было заявлено, что по всей России проводят дактилоскопическую регистрацию, то это бы не вызвало никакого негатива, — сказал Каримов.
Удивительно, но уже на следующий день — 5 марта — предложение Бастрыкин подкорректировал. Наивно полагать, что послушался он Каримова, но кого-то явно послушался. А может, сам додумался до того, чтобы принудительно «отпечатать» всю страну.
Впрочем, уже через некоторое время Рамзан Кадыров поддержал предложение Бастрыкина о проведении дактилоскопии для жителей Северного Кавказа.
— Если бы не было на то какой-либо мотивации, то глава СКП как представитель следственного органа этого бы не предлагал. И поэтому я отношусь к его предложению нормально. Тем более если дактилоскопия будет осуществляться с целью обеспечения безопасности в обществе, — заявил Кадыров и добавил, что подобную процедуру проходят все милиционеры, когда устраиваются на работу. — Я ничего страшного в предложении Бастрыкина не вижу.
В пресс-службе СКП тогда заявили, что на расширенной коллегии Генпрокуратуры Бастрыкин читал сокращенную версию доклада, а на официальном сайте размещена полная. Текст на сайте, к слову, ничем не отличается от того, что главный следователь страны зачитывал перед президентом Дмитрием Медведевым и своим начальником, генпрокурором Юрием Чайкой. Есть только один новый абзац — о том, что помимо массового дактилоскопирования населения неспокойного Северо-Кавказского региона стоит применить этот опыт во всероссийском масштабе.
— И связано это не только с борьбой с преступностью, и речь здесь идет не о тотальном подозрении всех граждан в совершении преступлений, а нужно это в первую очередь для обеспечения безопасности самих граждан, — заявил Бастрыкин.
Именно после этой цитаты в голове случился ступор. А потом возник вопрос-предложение: а давайте ради «безопасности самих граждан» посадим всех в одиночные клетки — чтоб ничего не сотворили — или наденем на всех наручники, или при рождении будем вживлять чипы и отслеживать, где кто ходит-бродит. А можно просто приставить к каждому гражданину по милиционеру...
В качестве аргумента в пользу всероссийской дактилоскопии главный следователь страны привел авиакатастрофы, крушения поездов и техногенные аварии, когда опознать пострадавших, кроме как по отпечаткам пальцев или анализам ДНК, бывает невозможно. Например, на опознание людей, пострадавших при пожаре в пермском клубе «Хромая лошадь» в начале декабря 2009 года, у экспертов ушло почти две недели, привел пример Бастрыкин.
Другие вопросы
Ступор прошел. В принципе, предложение Бастрыкина осуществимо. Ну просто потому, что в России все возможно. Можно ведь отменить выборы губернаторов... Как и организовать всеобщее дактилоскопирование — например, не принимать в вуз и на работу без справки от милиционеров о сдаче отпечатков, не выдавать паспорта и загранпаспорта без этой же справки. В армии вместе с обязательным бритьем головы принудительно брать отпечатки пальцев. Придумать можно все что угодно.
Впрочем, кто будет брать отпечатки, Бастрыкин не пояснил. Теоретически этим могла бы заняться Федеральная миграционная служба (ФМС), которая начала выдавать биометрические загранпаспорта, содержащие образец ДНК, размышляют журналисты. Как рассказали сайту gazeta.ru в ФМС, только с 1 по 5 марта за загранпаспортом нового образца в ведомство обратились более 70 тысяч человек, но его сотрудники все равно считают, что такими темпами получить образцы ДНК всего
— Мы выполняем свою работу по своему графику, а почему Бастрыкин, который занимается расследованием уголовных дел, пытается как-то принимать в ней участие, нам не ясно. У нас обсуждался вопрос при выдаче паспорта гражданина РФ нового образца брать отпечатки пальцев, но это еще даже не оформилось в какой-то проект и дальше разговоров дело не заходило, — объяснили сотрудники ФМС.
Геномная база, о необходимости которой говорил Бастрыкин, в России уже существует. В 2009 году Госдума одобрила законопроект о создании единой базы ДНК при МВД РФ. Принудительной регистрации в ней подлежат заключенные, а остальные россияне и иностранцы — добровольной. Пока.
Кстати, если предложение Бастрыкина оформится в полноценный закон, то Россия станет единственной страной в мире, где отпечатки пальцев и образцы ДНК сдает каждый гражданин. Вот такая эксклюзивная страна, идущая впереди планеты всей. Только какой-то неровной походкой.
Права защитники
Первыми на предложение Бастрыкина отреагировали, естественно, правозащитники. Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков рассказал журналистам, что в США и Европе отпечатки пальцев, как и в России, берут только у задержанных по подозрению в совершении преступления, полицейских и других силовиков.
— То, что предлагает Бастрыкин, нарушает сам принцип презумпции невиновности. У нас получится страна подозреваемых. Это ставит каждого человека в положение оправдывающегося, — говорит он.
По мнению Чикова, обязательное дактилоскопирование отдельных категорий граждан никак презумпцию невиновности не нарушает — у человека все равно остается выбор.
— Не хочешь прокатывать пальцы — не иди работать в милицию. При получении въездной визы в Великобританию и США сейчас тоже нужны отпечатки больших пальцев. Опять же, не хочешь — можешь не ехать, — объясняет Чиков. И продолжает: — Своим заявлением Бастрыкин фактически поменял местами правоохранительные органы и мирных граждан. По сути, он предложил всех «нагнуть», чтобы им легче работалось. Выходит, что не правоохранительные органы для общества, а общество для правоохранительных органов.
Что касается истории с расширением доклада, появившегося на сайте СКП, то я могу сказать, что в этом ведомстве сильно ошиблись. Их после предложения дактилоскопировать весь Северный Кавказ раскритиковали, а они зачем-то вспомнили про всю Россию.
P. S. Во Владимире на прошлой неделе стартовал эксперимент «Безопасная школа». Теперь, чтобы попасть на занятия, ученикам необходимо оставить отпечатки пальцев. Прогулять занятия практически невозможно: чтобы выйти из здания, также нужно пройти проверку. А все данные о передвижениях школьника, как и информация об его успеваемости, мгновенно появляются на специальном портале для родителей.
— Вот если здесь присутствует ограничение их прав, то это, конечно, не есть хорошо, — заявил Валерий Емельянов, директор Промышленно-коммерческого лицея Владимира, где также появилась новая система контроля, — а если же они к этому отнесутся как к своего рода игре, то тогда это замечательно и оправданно.
Поиграем?
Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск», №9 (250)