Владимир Путин между инновациями и пенсиями выбрал инновации и пенсии
Стремление властей улучшить жизнь в стране вызывает только уважение. Владимир Путин решил вложить в инновационную деятельность 640 млрд рублей, а также потратить 160 млрд на индексацию пенсий. Очень верное решение и очень правильный подход. Но всегда есть «но». Ни тех, ни других миллиардов в бюджете нет и не будет.
И рыбку съесть, и...
Желание Владимира Путина развивать инновационную экономику споткнулось о его же желание проиндексировать пенсии. Это стало известно после первого заседания недавно созданной комиссии по инновациям и высоким технологиям. На нем премьеру сразу представили подробный двухлетний план инновационного развития на 640 млрд руб. только государственных расходов. Где взять деньги? Ответ прост — попросить их у Минфина. Но на деле все оказалось намного сложнее.
Материалы по инновационным новшествам готовило Минэкономразвития. Как следует из его материалов, Путину предложено большую часть денег на инновации взять в бюджете. Причем все три года сумма должна быть не меньше чем 11% от всех бюджетных расходов. Все они должны быть записаны в специальное инновационное дополнение к бюджету. В Минфине даже слышать не хотят ни о каких дополнениях. Как пишет портал slon.ru, ссылаясь на собственные источники в министерстве, ведомство не собирается менять свое мнение — никакого отдельного «инновационного приложения» к бюджету не запланировано. Денег на эти роскошества как не было, так и не появилось. Деньги и не появятся, утверждает источник, пока не будут приняты предложения Минфина по кардинальному изменению структуры бюджета. Именно эти изменения должны обязать всех отчитываться о достигнутых за казенный счет результатах, а значит, сделают траты эффективными.
Кроме всего прочего, Минфин в это же самое время уговаривает премьера сделать все, чтобы сократить бюджетный дефицит (с 6,8% в 2010 году до 3% в
При всем стремлении Путина взяться за инновации от цифр никуда не денешься. По действующему бюджетному плану сокращение инновационных расходов бюджета должно составить 8,9%, 7,2% и 5,8% соответственно в 2010, 2011 и 2012 годах. И в последний год трехлетки они будут на 20% меньше, чем записано в «Стратегии-2020», говорится в материалах министра экономики и регионального развития Эльвиры Набиуллиной.
Источник портала slon.ru в аппарате правительства сообщил, что никаких решений ни по поводу увеличения инновационных расходов в 2011 и 2012 годах, ни относительно других предложений Минэкономразвития принято не было. Что делать с миллиардными предложениями, неясно совершенно. Тот же источник предположил, что предложения ведомства раздробят на несколько отдельных блоков и будут до лета по частям обсуждать на заседаниях комиссий и межведомственных совещаниях. И все бы ничего, но правительству в кратчайшие сроки придется принять какой-то план своей инновационной деятельности, заказанный президентом Медведевым.
Впрочем, некоторые эксперты считают действия премьера вполне отвечающими логике. Заявление о миллиардах на инновации уже вызвало правильную реакцию — выделяемые деньги нужно тратить эффективно, пока же контроль за ними оставляет желать лучшего.
Пока премьер совершенно четко давал понять, что политическая стабильность для него на первом месте. 4 марта Путин заявил, что правительство не откажется от индексации пенсий и найдет нужные для этого 160 млрд рублей. Это может говорить лишь об одном — жертвовать социальной составляющей власти не будут. Вполне возможно, что пока и не найдется реальных механизмов контроля инновационных денег.
Стопроцентно сказать о том, что же выбрал премьер, можно будет ближе к лету — до июля в правительстве традиционно проходят первые масштабные совещания по параметрам бюджета следующего года. К этому времени премьер и должен будет принять решение. Если ему нужна модернизация за бюджетные деньги, то нынешний план (сокращение дефицита и сохранение социальных расходов) для этого не годится.
Инновационные инициативы властей уже в который раз наталкиваются на трудности воплощения. После заседания комиссии по инновациям и высоким технологиям стало известно, что в законах пока вообще не прописано, что такое инновации. Об этом после заседания правительственной комиссии заявили глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и министр образования Андрей Фурсенко.
На выработку инновационной терминологии министерствам отпущено два месяца, заявил Фурсенко газете «Ведомости». Нужно объяснить, что такое инновационный продукт, предприятие и стандарт, добавила Набиуллина.
Возникает вопрос: если законодательно «инновации» не были закреплены, на что все время выделяются деньги?
Комментарии
Василий Моргун, депутат Законодательного собрания, директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации:
— Проектный подход меня не очень впечатляет. Моя позиция заключается в том, что делать инновационные проекты, не имея развитых рынков, невозможно. Я сторонник того, чтобы усиливать спрос со стороны и частного, и государственного сектора. И уже в рамках этого спроса можно работать. Тут есть еще вот какой вопрос: нам нужна модернизация или инновации? На первых порах, думаю, стоит идти по пути усовершенствования технологий во всех отраслях, а потом уже подтянутся и чисто инновационные проекты. Ярким примером может служить тема нефтепереработки у нас в стране. О каких инновациях здесь может идти речь, если мы темные нефтепродукты нормально не можем переработать? Здесь опять же нужен спрос. То же с медициной, промышленностью и так далее. Стоит сказать, что со стороны федеральных властей такие мысли звучат. Но если просто выбирать проекты и начинать их поддерживать, то это очень точечный вопрос, я бы сказал ручного режима. Например, выпуск светодиодной техники. Но набор таких проектов очень ограничен.
Геннадий Катцын, директор технопарка СФУ:
— Денежные вливания государства просто необходимы, у нас нет другого выхода. Разговоры о том, что не хватает проектов, не совсем верны. У нас ведь заводы оторваны от науки, а наука от заводов. Раньше ставились задачи и под эту задачу давались деньги. Сейчас все наоборот — сначала нужно выклянчить деньги у государства и под эти деньги создать конкурс, вдруг появятся какие-то проекты. Это похоже на какую-то уличную детскую игру. Вот эта схема в государстве не работает, и ее нужно менять. Что касается самих денег, то они необходимы: самое больное место сейчас — отсутствие финансирования на стадии создания образцов — это очень затратная и рисковая вещь. Более того, системы под НИОКР сейчас нет. Важно, под что и для кого будут даваться деньги. Если это опять под обещания типа «дайте, а мы что-нибудь придумаем», то это несерьезно. В государстве должна быть выработана техническая и научная политика, должно быть понимание — где мы отстаем и где нам нужны прорывные вещи. Вот под эти вещи и должны даваться деньги. А кто уж выиграет, это второй вопрос. Первостепенно — это задача.
Владимир Миргунов, председатель правления городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора:
— Должен сказать, что инновационные процессы продвигаются хорошо. Если раньше только Красноярск интересовался этим, то сейчас подключились другие города края. Кроме того, в настоящее время активно формируются частные инновационные структуры. Что касается проектов, то они есть, и вполне серьезные. Например, несколько проектов будут финансироваться ММВБ. Они, конечно, небольшие, но все-таки они есть.
Андрей Шаров, председатель Союза машиностроителей Красноярского края:
— В машиностроении инновационные проекты присутствуют. Вопрос только в том, удастся ли модернизировать производство, чтобы потом эти проекты реализовать. Ведь на устаревшем оборудовании новые продукты с качественно новыми характеристиками создать нельзя. Вопрос объемов финансирования тоже сложный. Принятие решений о выделении средств будет проходить особым порядком, поэтому когда дело дойдет до тех проектов, которые есть в машиностроении, сказать тяжело. Если же говорить в общем, то заявление премьера интересное и нужное. По крайней мере, оно позволило подключить новые ресурсы к процессу инноваций и оживить деловые круги, бизнес-элиту.
Николай Перов, руководитель Красноярского краевого центра кооперации:
— Смысл во всем этом есть, как есть и проекты под эти деньги. Вопрос заключается в том, сколько все это будет реализовываться и окупаться. Если из
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №9 (250)