Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Гастроли без рисков

Гастроли без рисков

18.03.2010
0

Клубные концерты в Красноярске разделили по местам

Еще несколько лет назад приезд звезд в наш город был событием. К выступлению готовились — копили деньги на билет, освобождали от дел вечер нужного дня. Сейчас практически что ни день, то концерт. Увидеть и услышать любимых звезд не составляет никакого труда. Клубный гастрольный бизнес в Красноярске строго определен. Определены игроки, промоутеры, площадки. Есть только одна ниша, которую никто не хочет занимать, — неформатная музыка и не известные сибирскому уху, но популярные в столице исполнители.

Гастроли без рисковИнтересно, что раньше на местных телеканалах рассказам о том, кто приедет и куда, посвящали неформатно большие сюжеты, сейчас анонсы даются так, между делом. О чем это говорит? Наверное, что и журналисты, и зрители привыкли к доступности концертов, доступности звезд. Привыкли к этому и промоутеры — будь то отдельные игроки или отдельные заведения.

Первым делом — предоплата

С чего начинается гастрольный бизнес? Кажется, что все просто — с наличия площадки. Ведь важно, куда ты повезешь исполнителя. Но на самом деле простота в другом. Гастроли может организовать любой человек — для этого не обязательно иметь раскрученное имя, связи и площадку. Нужен лишь звонок менеджеру артиста и предоплата.

— Связи? — переспрашивает арт-директор бара «Че Гевара» Денис Попенко. — Связи — это всегда хорошо, но лучше предоплата. А еще лучше — предоплата в 100 %, чтобы быть до конца уверенным.

По словам красноярских промоутеров, предоплата бывает разная, размер целиком зависит от артиста — начиная от формальных 10 тысяч рублей и заканчивая ста процентами. Некоторые просят, чтобы были высланы билеты туда-обратно, как гарантия того, что их «не кинут».

Важным моментом в гастрольном бизнесе является, конечно, площадка — место, где будет выступать артист. Если она есть — хорошо, если нет — беда небольшая. Площадку всегда можно взять в аренду, иногда даже не платя ни копейки.

— Арендовать «Че Гевару» можно — здесь очень гибкая система, — говорит Попенко. — Некоторые промоутеры, если они везут достойного исполнителя, могут войти сюда даже бесплатно. Если концерт не бьет по стилистике, пожалуйста — всегда можно договориться.

Те же правила и в ночном клубе Malina, который славится привозом звезд 80-х и 90-х. Будний день там могут запросто не «продать», а «отдать», если будут уверены, что концерт сделает хорошую кассу.

— Одно исключение — выходные дни, — говорит Сергей Маслаков, арт-директор ночного клуба Malina, — их мы никогда не отдаем и не сдаем в аренду.

Детали

Впрочем, имя, связи — ничто, когда хочешь привезти большую звезду.

— На такую площадку, как наша, нельзя привезти мировую звезду, ее райдер город не потянет. Если говорить о российских звездах, можно пригласить практически любого. Хотя некоторые ввиду своих каких-то моральных убеждений не будут работать, как они называют, в кабаке. Так же тяжело со Шнуром, — говорит Попенко. — Сейчас у него новый проект «Рубль» — выступает по вменяемой цене. Но нужен ли он сейчас в Красноярске?

Цена билета на концерт, конечно, зависит от конкретного исполнителя — райдер, транспорт, проживание, гонорары, затраты на рекламу. Еще одна зависимость цен на билет — как едет исполнитель. В рамках тура, например, договориться проще, артисты выставляют совершенно другие цены за свое выступление. Именно так в Красноярске выступает Гарик Сукачев, которого пригласить на единственный концерт очень тяжело финансово.

Если концерт организует заведение, а не промоутер, с финансовой точки зрения ему намного легче — достаточно сыграть в ноль, т.е. окупить приглашение выручкой с билетов.

— Есть заработок на баре, на кухне, — объясняет арт-директор «Че Гевары», — кроме того, мы выигрываем информационно, привлекаем к себе внимание, набираем, что называется, «пафоса».

Интересно, что гастрольный бизнес в Красноярске строго поделен между клубами, пересечения бывают очень редко. Если «Че Гевара» — это чаще всего рок, то ночной клуб «Пилот» — популярный нынче речитатив. Malina сразу заняла нишу «дискотеки 80-х».

Клубы в какие-то моменты жизни музыкантов даже выгодны. Требования собирать «тысячники» сейчас слышны все реже и реже. И дело даже не в кризисе, говорят красноярские промоутеры, звездности стало меньше.

— У группы «Звери» даже была специальная программа для таких заведений, как наше, — говорит Попенко. — И они не мучили организаторов просьбами собирать стадионы. Сейчас вот они в «Стерлинге» будут. Вспомните, Дворец спорта Ярыгина собрался битком за последнее время только на «Ранеток», остальные концерты прошли без аншлагов. Тот же Кузьмин людей не собрал. Артисты понимают — выступать лучше в небольшом, но полном зале.

Немного провинциальный рынок

Концертов у нас в городе достаточно, чтобы порадовать любого меломана, но Красноярск все равно остается провинциальным городом. И хоть говорят промоутеры, что за последнее время мы к Новосибирску подтянулись, а все равно — не то.

В Новосибирске гастрольный рынок начал развиваться гораздо раньше. Мы лишь идем следом. Это касается в первую очередь появления клубных площадок. Плюс здесь играет момент удаленности. Те исполнители, которые собирают в Новосибирске полные залы, не факт, что соберут их здесь. И это главная нишевая проблема красноярского гастрольного бизнеса. Рисковать здесь не любит никто.

Тот же гений Архиповский выступал у соседей в прошедшие выходные, а к нам его так никто и не привез. Почему? Потому что известность балалаечника при всем его таланте в городе минимальная. И если везти артиста, то нужно устраивать рекламную кампанию сродни бомбардировке. Архиповского знают, например, полтысячи горожан, без рекламы придет сто человек — вот тебе и провал. Бросишь все силы на рекламу — придет двести. Риски очень большие.

— У нас менталитет другой, — говорит Попенко. — Появился исполнитель новый, например Петр Налич. В Москве все битком, все давно расписано, билеты проданы. В Екатеринбурге было несколько концертов. Скоро будет в Новосибирске. У нас нет. Опасно везти. Притом что деньги он просит немалые, а о нем никто не знает.

Еще один пример форматного неформата — «Хоронько Оркестр». В Новосибирске он дал три концерта, в Красноярске — один.

— Не могу сказать, что он прошел экономически успешно, но с энергетикой было все в порядке. Здесь анонсы не спасут ничего. Если публика готова пойти — она пойдет. А она готова идти на имена.

По признанию Попенко, тот же «Биллиз Бенд», который был в Красноярске уже раз шесть, на первых двух выступлениях полные залы не собирал и откровенно финансово проваливал свой приезд. То ли дело сейчас. Может, красноярские промоутеры правильно поступают, отказываясь от рисковых проектов, и сначала предлагают «попробовать» артиста?

Звездные «хотелки»

Райдером артиста называется перечень условий и требований звезд эстрады к организатору. У каждого исполнителя они индивидуальны

Примеры бытовых райдеров (выдержки):

Группа «Ленинград»: водка («Русский стандарт», «Абсолют»...), мартини, пиво, минералка, сок, жрачка.

Группа «Сплин»: гостиница — от трех звезд. Количество номеров — 2 люкса + 6 одноместных. Наличие горячей воды и междугородней связи в номерах обязательно. Если по каким-либо форс-мажорным обстоятельствам горячая вода в гостинице отсутствует, организаторы должны за свой счет предоставить группе баню или сауну после концерта.

Группа «Ария»: питание — суточные на всех членов группы (12 человек) из расчета 500 рублей на человека в день.

DJ Грув: безопасность — к прилету артиста и во время пребывания его в данном городе должна быть обеспечена 100 %-ная охрана.

Сергей Галанин: требования к гримерным комнатам — к моменту появления группы и персонала на площадке необходима 1 (одна) комфортабельная комната и наличие в ней: минеральная вода без газа, минеральная вода с газом, соки, кофе, чай, сахар, сливки/молоко, виски (Jack Daniels), шоколад, бутерброды (колбаса, ветчина, сыр), фрукты, полотенца (большие, не бумажные), одноразовая посуда на 10 чел.

По данным сайта musicriders.com

Виктор Бодров, «Вечерний Красноярск», №10 (251)

Рекомендуем почитать