Красноярский цирк уверен в своем «обычном» будущем
Восемь месяцев из двенадцати в Красноярском цирке идут представления. Аншлаги чередуются полупустыми залами, тигры сменяют львов, а кошки — собак. Одно неизменно — стабильность. С точки зрения гастрольного бизнеса, Красноярский цирк — обычное подразделение большой структуры советского образца, а значит, сам бизнес здесь в принципе невозможен.
Росгос...
Еще в 1919 году благодаря Ленину все цирки стали государственными, позже объединившись в Союзгосцирк, а с перестройкой переименовавшись в Российскую государственную цирковую компанию (Росгосцирк). Сейчас в ее состав входят 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито и 8 передвижных зооцирков. Не входят в компанию только два московских цирка — Большой Московский и Цирк на Цветном бульваре (с 1997 года — Цирк Никулина), а также Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке и Казанский государственный цирк. Собственно, от Росгосцирка все и пляшет — именно он устанавливает календарь гастролей.
— Строились все цирки по стране в советское время, — говорит директор Красноярского цирка Николай Митяев. — Все это было за счет кредитов, кажется, Стройбанка СССР. Логично, что все они — государственная собственность.
Директор Красноярского цирка не считает монополизм отрицательным моментом. Говорит, конвейер есть конвейер. Не соглашаться с разработанным репертуаром на год может, оспаривать — никогда.
— Я бы с удовольствием выбирал что-то для города, но у нас больше 40 стационарных цирков, и если все начнут выбирать, график составить вряд ли получится, — делится Митяев.
Получается, что существующая форма — самая удобная и логичная. Она устраивает не только Росгосцирк, но и цирки на местах, да и сами труппы. Им проще выстроить транспортную логистику, скорректировать бюджеты. Одна труппа работает в городе грубо месяц — дает около 20 представлений плюс время на то, чтобы распаковать и собрать чемоданы.
Интересно, что у стационарных цирков нет собственных трупп — артисты устраиваются на работу в Росгосцирк и распределяются по труппам (за исключением вышеперечисленных цирков, которые не входят в компанию).
Стабильность
Что касается системы бюджета самого цирка, то он строго подчинен головной компании. Один день существования Красноярского цирка, по словам Митяева, стоит 130 тысяч рублей: затраты на заработную плату, налоги, коммунальные платежи, билеты для приезжающей труппы и пр. Эти деньги проплачивает Росгосцирк.
Любопытны рассуждения директора и по поводу цен на билеты — сейчас они колеблются в промежутке от 200 до 700 рублей. С одной стороны, минимальная цена на детские билеты совершенно невыгодна цирку, с другой — 700 рублей довольно большая сумма за пару часов удовольствия. Сходить на представление семьей из трех человек обернется в две с лишним тысячи без учета дополнительных трат на сувениры и прочие цирковые приятности. Как найти золотую середину — сделать приемлемые цены на билеты и получить хоть какую-то прибыль, — директор знает. Митяев считает, что нужна государственная поддержка, которой нет. Кстати, концерты, которые проводят российские звезды в Красноярском цирке, не сильно помогают финансово (об этом — ниже).
Зато отлично обходятся без государственной поддержки частные цирки-шапито. Они колесят по стране и останавливаются в основном на площадках около крупных торговых центров. Если этот бизнес существует, значит, он приносит прибыль. Однако Митяев считает, что создавать свою частную труппу невыгодно, если заниматься этим всерьез.
— Ну, вот у нас сейчас тигры — 17 крупных животных, а частник где их разместит? Поэтому они и выступают по домам культуры и не возят крупных животных, — говорит Митяев. — Представьте, им нужно разработать свой график, договориться с арендой. Животные живут в вагончиках в жару и мороз.
Все это говорит об одном — полном отсутствии конкуренции. Бороться цирки могут только за клиента с помощью рекламы. Что они, собственно, и делают. К слову, завлекать людей на представление получается очень хорошо. Наверное, оттого многие зрители уходят разочарованными — реклама была хороша, а навязанная Росгосцирком программа ожиданий не оправдала.
По мнению директора Красноярского цирка, изобрести что-то новое в этом искусстве, как и в структуре и организации, невозможно.
— Самым зрелищным был и останется цирк, — заключает Митяев. — Куда бы вы ни ходили — в театр, кино, — в цирке все равно интересней.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №10 (251)