Больницы могут отказаться выхаживать брошенных детей
Счетная палата края проверила освоение денег, выделенных в прошлом году на содержание в больницах детей, оставшихся без попечения родителей. Оказалось, что кроме ситуативных проблем действующее в этом направлении краевое законодательство содержит и ряд системных. Причем они могут в ближайшем будущем усугубить и без того непростую ситуацию.
Голод и тетка
В 2009 году в нашем крае продолжила работу ведомственная целевая программа «Развитие системы здравоохранения Красноярского края». В ее рамках в этом году были выделены деньги на обеспечение полномочий органов местного самоуправления края по приему и выхаживанию в муниципальных лечебных учреждениях детей до четырех лет. Причем эти действия касаются исключительно детей, оставшихся без попечения родителей или заблудившихся и подкинутых.
Всего на эти нужды в 2009 году из краевого бюджета было выделено 25,6 млн рублей.
Счетная палата Красноярского края проверила использование этих денег, сообщив о результатах проверки на профильном комитете Заксобрания.
Одна из первых обозначенных аудиторами проблем — несоответствие реально потраченных на питание детей денег заложенным в программе нормам. При установленной ежедневной норме на питание в 62 рубля фактически выделялось 42 (лишь изредка до 56). Все непотраченные деньги были возвращены в бюджет.
— Это произошло потому, что так устроена технология закупок, — пояснил произошедшее и. о. министра здравоохранения Вадим Янин. — Мы не можем отдельно закупать продукты только для этих детей — условно говоря, проводить конкурс на поставку двух килограмм яблок никто не будет. Но по набору продуктов и калорийности мы нормы выдерживаем.
Это, однако, мало успокоило отдельных депутатов.
— Почему так мало выделяется денег на питание? За это уже пора кого-то наказывать, а то у вас «просто вернули в бюджет», — вступила в разговор депутат ЗС Валентина Бибикова. — Мало того что ребенок целый день лежит в кроватке, его никто не берет на руки, с ним никто не разговаривает, так он еще и недоедает.
Меж тем отметим, что подобных выводов ни Счетная палата, ни тем более минздрав не делали.
— Извините, — не унималась Бибикова, выдавая в себе заядлого рыбака, — я знаю, сколько стоят подкормки, прикормки и другие детские смеси.
Кто бы спорил — прокормить ребенка даже на 62 рубля невозможно, что уж говорить о реально потраченных суммах.
— В существующей программе отсутствует механизм раздельного учета выделенных субвенций, — говорит аудитор краевой Счетной палаты Нина Маштакова, — что и привело к их нецелевому использованию. И, как следствие, необеспеченности по некоторым статьям.
Системное усугубление
Вообще многие проблемы реализации этой программы носят системный характер. Например, продолжительность пребывания в больницах детей.
— Когда этот закон принимался, — говорит председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму Сергей Натаров, — речь шла максимум о трех месяцах пребывания, чтобы ребенок мог пройти обследование, а за это время муниципальными властями были бы подготовлены все необходимые документы. Сейчас же эта система не работает.
Действительно, по данным Счетной палаты, в больницах дети находятся больше 260 дней, что обусловлено длительным процессом оформления документов на лишение родительских прав. Причем около 80% малышей, поступивших в больницы в прошлом году, находились в социально нестабильном положении — их родители не были лишены родительских прав, и дети, по истечении небольшого срока, возвращались обратно в семьи. В итоге они по нескольку раз за год оказывались в больницах.
— Вообще, — говорит Маштакова, — качество работы на местах чрезвычайно низкое — муниципалитеты не могут нормально составить свои правовые акты, регулирующие положение таких детей, составить заявки на финансирование и отчитаться по нему. Изученная информация, предоставленная муниципалитетами в минздрав, неполная и недостоверная.
Не добавляет оптимизма и текущая ситуация с детьми, оставшимися без попечения родителей. Несмотря на принимаемые правительством меры, количество ребятишек в возрасте до 4 лет, доставляемых в медицинские учреждения, ежегодно увеличивается: еще в 2007 году их было 1,1 тысячи человек, в
Однако ситуация может еще больше усугубиться.
— С 1 января 2011 года бюджетные учреждения будут переведены со сметного финансирования на субсидии на выполнение государственных заданий, — рассказывает Маштакова. Одновременно с этим им будут расширены права для занятий деятельностью, приносящей дополнительный доход. Плюс предусмотрено стимулирование оптимизации расходов медучреждений. При текущем состоянии программы это приведет к тому, что использование учреждений здравоохранения для госпитализации детей по социальным показаниям будет просто нерационально для самого учреждения.
К тому же уже сейчас главные врачи некоторых больниц, по данным Натарова, отказываются принимать у себя таких детей и организовывать для них особые условия, объясняя это тем, что им и так очень сложно пройти лицензирование.
— Вообще, — убежден председатель профильного комитета ЗС, — сегодня закон работает исключительно формально — в плане выделения денег и доведения их до муниципалитетов. Но чего не хватает, так это эффективности.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №11 (252)