Главная
>
Статьи
>
Олег Колосов: «Будем ставить на коммерческого клиента»

Олег Колосов: «Будем ставить на коммерческого клиента»

25.03.2010
0

Рынок санаторно-курортных услуг в России, в отличие от многих других, не рухнул ни с началом кризиса, ни раньше — в результате смены строя. Хотя и подъемом его состояние не назовешь. Резкое сокращение государственного заказа на лечение граждан, необъективные тендеры, высокая конкуренция со стороны сферы зарубежного туризма — эти факторы способны пошатнуть позиции даже самых маститых игроков. О том, как выживают сегодня частные санатории, некогда бывшие государственными, рассказывает генеральный директор и главный врач санатория «Красноярское Загорье» Олег Колосов.

От государственного — к частному

Олег КолосовКак изменилась система санаторно-курортного лечения по сравнению с советскими временами?

Санатории организовывались еще в царское время — они строились на базе природных источников оздоровления, будь то горный воздух, минеральная вода или море. Но если говорить о санаториях как отрасли, это, конечно, продукт Советского Союза. В советские времена у нас был развит преимущественно внутренний туризм, в пределах границ Союза. За границу выезжали отдыхать немногие. Поэтому санаторно-курортная отрасль была в равной степени сферой туристической и лечебной. Санатории оказывали услуги по профилактике заболеваний для граждан. На каждом предприятии работала конкретная социальная программа, частью которой было оздоровление трудящихся.

Объекты строились и вводились в действие исходя из потребностей. В условиях плановой экономики рассчитать потребности было несложно — предприятие не могло внезапно разориться или, наоборот, возникнуть ниоткуда. Большинство населения работало, тунеядцев воспитывали, а безработных практически не было. Поэтому был план по загрузке объектов, и он выполнялся.

Какие принципиальные изменения принесло в отрасль новое время?

В России сегодня около пяти тысяч санаториев. Их можно разделить на три типа: те, которые находятся в федеральной собственности, в частной собственности либо принадлежат предприятиям. Федеральные загружены благодаря федеральному заказу. Корпоративные либо работают нормально, если успешное предприятие загружает их мощности, либо существуют кое-как в случае, когда само предприятие убыточно. Ну а частные развиваются кто как может.

По вашей оценке, какую долю на рынке занимают частные санатории, какую — остальные?

Думаю, примерно 50 на 50. Среди частных — и те, которые раньше принадлежали госпредприятиям, а потом они их как непрофильные активы передали в частные руки. Частный сегмент активно формировался примерно в середине 90-х годов. Те, которые тогда начали развиваться, и выжили до настоящего времени.

Минус госзаказ

«Красноярское Загорье» тоже построен в советское время. Какие особенности?

Санаторий построен на базе природного источника минеральной воды нарзан — мы знаем ее по торговой марке «Кожановская», — которая по своим свойствам и характеристикам соответствует минеральной воде Кисловодска. Лечебный эффект от нее довольно высокий, санаторий строился в первую очередь как кардиологический. Запасы воды в источнике достаточно велики, так что работать мы сможем долго.

На какое количество пациентов рассчитан санаторий?

Первоначальная мощность 1000 койко-мест, сейчас — 840 мест.

За счет чего сократилась мощность?

У нас два 11-этажных корпуса. Номерной фонд уменьшился, во-первых, за счет вывода из производственной эксплуатации последних этажей, теперь там живет персонал санатория; во-вторых, за счет повышения комфортности проживания. Появились люксы, студии, номера одноместного размещения, которых не было в проекте.

Вернемся на минуту к советским временам. Как конкретно на вашем предприятии сказалась перемена курса?

Как я уже сказал, в Советском Союзе действовал госзаказ, путевки распределялись по предприятиям. Их количество соответствовало возможностям санатория по жилым помещениям, лечебной базе, техническому обеспечению. Госзаказ гарантировал стабильную загрузку, но не отслеживал качество услуг. Когда советская экономика развернулась к рынку, такие предприятия, как наше, стали задумываться — как расширить спектр своих услуг? Появилась цель привлечения коммерческих клиентов — и для лечения, и для оздоровления, для отдыха на свежем воздухе. Привлекательный момент — жители региона имеют возможность отдыхать неподалеку, не тратя большие деньги на дальнюю дорогу и не рискуя здоровьем из-за акклиматизации.

Пока вы были в собственности профсоюзов, по существу — в госсобственности, выстраивать новую стратегию было, наверное, непросто?

Новый состав собственников санатория окончательно определился в 2007 году. До этого он уже 25 лет работал, и серьезных инвестиций в развитие за это время не было. Сегодня это частное предприятие, которое принадлежит группе акционеров. У основного акционера есть желание и возможности сделать предприятие конкурентным, а значит — популярным у жителей региона. Начиная с 2007 года мы активно развивались, внедряя новые лечебные методики, обновляя материальную базу, покупая новое оборудование. Нам удалось процентов на 70 отремонтировать лечебное отделение, часть номеров. На 80 процентов обновили медицинское оборудование.

Но существуют проблемы.

Какие?

Анализ показывает: санаторий работает успешно, если в течение года 50 процентов загрузки обеспечивает госзаказ, столько же — коммерческие клиенты. Соотношение может меняться, но незначительно — скажем, не 50 на 50, а 60 на 40. Если в 2009 году объем госзаказа еще как-то соответствовал желаемому соотношению и предыдущему 2008 году, то в нынешнем совсем не соответствует. Этот год особенно больно ударил по тем санаториям, в чьем портфеле госзаказ занимал больше 50 процентов. Велика вероятность того, что некоторые предприятия просто обанкротятся.

Кризис виной?

Кризис тоже, но это не главное. Важнее изменение политики государства в финансировании ряда госпрограмм. До прошлого года полномочия по финансированию долечивания и реабилитационной терапии работающих граждан были у Фонда социального страхования — ФСС. Структура федеральная, и деньги на проведение тендеров и заключение госконтрактов для санаториев любой формы собственности выделяла Федерация. С 2010 года финансирование этого направления передано субъектам Федерации. Решение принято в декабре прошлого года, когда все бюджеты субъектов Федерации уже были сверстаны. Причем у большинства субъектов они дефицитные, и при этих условиях найти дополнительные финансы для названной программы практически нереально.

Какой объем финансирования госзаказа был в крае?

81 миллион рублей в год. По предварительной информации, в нынешнем году принято решение о выделении 25 миллионов — менее 30 процентов. Как говорится, почувствуйте разницу. Портфель госзаказов уменьшился более чем втрое. Это, безусловно, ударит по санаториям, работавшим только на госзаказ, в крае пример — «Енисей», который уже закрылся. Но и остальные пострадают. Естественно, у нас объем выручки, а значит, и доходов в этом году сократится. Помогает выживать тот ремонт, обновление лечебной базы, который мы успели сделать благодаря инвестициям.

С какими финансовыми результатами закончили 2009 год? Хуже предыдущего?

Да, хуже. Все-таки сказался первый год финансового кризиса. Госзаказ был сформирован и освоен в полном объеме, но потеряли часть коммерческих клиентов: у людей резко сменились приоритеты в части расходования семейного бюджета. Если в 2008 году была пусть небольшая, но прибыль, то 2009 год принес убытки — опять же небольшие, но все-таки. Содержать два 11-этажных корпуса, лечебницу, прочие объекты — дело довольно затратное, и затраты растут. К примеру, тарифы на электроэнергию в совокупности увеличились на 56 процентов. Много энергоресурсов потребляют котельная, очистные сооружения. Наша котельная, помимо основной деятельности, снабжает теплом еще и поселок Кожаны — это полторы тысячи жителей. Чтобы выйти в плюс при таких затратах, годовая загрузка и по номерному фонду, и по медицине у нас должна быть не менее 60 процентов. Хотя, несмотря на растущую себестоимость наших услуг, цены для клиентов мы пока не меняли.

Какие прогнозы на этот год, если ситуация не изменится?

Без госконтрактов прогноз на год — в среднем 20-25 процентов. По госконтрактам пока ничего сказать не могу. Но, учитывая названную выше сумму, запланированную в бюджете края на долечивание работающих граждан, это будет небольшой объем.

Тендером по качеству

Насколько я знаю, передача полномочий из ФСС на уровень субъектов Федерации не единственная помеха в успешной работе. Есть ведь еще проблемы с тендерами?

В прошлом году тендеры по долечиванию работающих граждан и по социальным путевкам — это путевки для пенсионеров, инвалидов — проводились Фондом социального страхования. На сегодняшний день в ведении ФСС остались только социальные путевки. По условиям тендера, разработанным в Минздравсоцразвития, удельный вес цены путевки занимает 51 процент. На практике это означает, что небольшие санатории могут существенно понизить цену, выставив прайс, не имеющий ничего общего с реальностью. Кроме низкой цены, у них нет больше ничего. Но все преимущества, которыми обладают санатории, давно и успешно работающие на рынке, — природный фактор, наличие минерального источника, современного оборудования, высококвалифицированных кадров, медицинских методик, — все это отодвигается на второй план. Выигрывает тот, кто предложит дешевле услугу.

Почему вы уверены, что цена таких конкурентов далека от реальной?

Потому что я знаю экономику этого бизнеса. Есть себестоимость медицинского продукта, есть еще понятие соответствия стандартам санаторно-курортной помощи. Сюда входят проживание, питание и комплекс лечебных мероприятий. Если санаторий понижает цену, возникает вопрос: за счет чего? Мое мнение — только за счет людей, которые поедут туда отдыхать. Могут быть сокращены медицинские программы, количество специалистов, пострадает качество питания, проживания.

Какая средняя цена путевки в «Загорье»?

Минимальная цена койко-дня — 900-930 рублей. Рекомендованная Министерством здравоохранения России цена путевки на 21 день — 19 тысяч 450 рублей. При этом специалисты Минздрава, учитывая кризис, минимизировали все, что возможно, цена выставлена практически по себестоимости. Это не позволяет нам иметь какую-то прибыль, но позволяет уложиться в себестоимость. Когда на тендер предлагается цена койко-дня в 650-700 рублей, я считаю, это лукавство. Очень просто посчитать: чтобы нормально покушать, сегодня требуется 400-500 рублей в день минимум, прибавьте сюда услуги по проживанию, диагностику, лечение — никак мы не уложимся в 700 рублей. Нереальная цена.

Вы назвали стоимость социальной путевки. Сколько стоит коммерческая?

Коммерческая цена — 1 300-1 600 рублей в сутки. Умножьте на 21 день — получим цену путевки, 30 — 30 с небольшим тысяч. Такая сумма позволяет получить полноценное проживание, питание и лечебный комплекс. Хотя по лечению у нас ценовой диапазон довольно широкий: стоимость процедур колеблется от 500 до 2 100 рублей в сутки.

Как обеспечиваете качественное питание?

Продукты нам привозят из Красноярска, поставщиков тщательно отбираем, учитывая качество и цену. Большей частью это уже давние наши партнеры.

Санаторий переживал разные стадии постсоветского развития. Удалось сохранить квалифицированный персонал?

Костяк сохранился, сокращений не было. Ну а с 2007 года мы дополнительно привлекали высококвалифицированных специалистов. Из разных регионов, есть врачи из Бурятии, с Алтая, даже из Ульяновска. Это касается всех направлений — лечебного, службы питания, технической части, гостиница, реализация... Примерно треть сотрудников живет в Красноярске или близлежащих районах — Ужур, Шарыпово, Балахта. Приезжают на пятидневку, а на выходные едут домой. Сегодня, правда, часть персонала в отпуске без содержания: загрузка меньше желаемой.

Уровень оплаты специалистов выше, чем в больницах края и Красноярска?

По крайней мере, не ниже краевого центра. Мы постоянно мониторим зарплату медперсонала Красноярска, стараемся держать на уровне. Если ориентироваться на отрасль в целом, в 2009 году средняя зарплата специалиста подросла с 9 000 до 12 000 рублей, у нас она повыше. Но и набор медицинских услуг у нас пошире, чем в среднем в санаториях российского масштаба.

Санаторная карта

«Красноярское Загорье» — бренд. Насколько этот фактор способен удержать клиентов, несмотря на то что им предлагают услуги дешевле?

Пока получается удерживать. Бренд как раз и позволяет выживать в условиях кризиса. Мы сегодня в своем позиционировании делаем упор на повышение качества и внедрение новых медицинских методик. Помимо классических направлений, которые, может быть, не всегда уже востребованы на рынке, мы активно развиваем новые.

Насколько высока конкуренция на рынке?

Федеральные предприятия в расчет не берем. Серьезные конкуренты — санатории на юге России. Морской воздух, природные источники минеральной воды — определяющие факторы. Там больше превалирует туризм, чем лечение. В то же время есть мощные кардиологические санатории, научно-исследовательские институты, которые занимаются научной деятельностью, разрабатывают новые методики и там же их внедряют.

Из санаториев по эту сторону Урала широко известны курортные комплексы Алтая. Но там тоже больше туризма, отдых скорее курортный, чем санаторный. По лечению, думаю, отстают от нас. Природный источник там радон, у него есть ряд положительных качеств, но и немало противопоказаний. Тем не менее за счет развитой инфраструктуры они, конечно, составляют серьезную конкуренцию. Однако и у нас есть постоянный контингент, который приезжает круглый год. Зимой, кстати, загрузка выше, чем летом.

У вас рядом нет природного водоема, а сегодня для многих летний отдых не представим без воды. К тому же есть широкие возможности для зарубежных турпоездок. Заграничный туризм оттягивает клиентов?

Конечно, оттягивает. Но только в части собственно туризма, экзотики, пляжного отдыха. Что касается возможностей подлечиться, у нас конкурентов не очень много, в основном они в Европе. Это курорты Германии, Чехии — и все. Они тоже построены на базе природных источников. Но, судя по свежей аналитике, немцы все больше уходят в сторону курортологии и предоставления развлекательных услуг. На территории санаториев открываются не только рестораны — ресторанный комплекс и у нас есть, — но и, например, казино.

Карловы Вары по-прежнему приоритетом считают лечение, кроме того, там есть свои достопримечательности, есть что посмотреть. Но цены с нашими несопоставимы. Поэтому конкуренты они для нас только в сегменте «дорогих» клиентов.

Казино, рестораны — это уже из области маркетинга скорее. Какие маркетинговые инструменты возможно использовать в вашем случае?

Как я уже сказал, в своем продвижении на рынке мы делаем упор на современную медицинскую базу. Второе — природа, предгорье, свежий воздух... Из области чистого маркетинга — скидки постоянным клиентам. В этом году внедряем экономпакет: клиент, оплатив минимальный набор услуг по проживанию, получает качественное лечение. Вводим услугу по бесплатному проживанию: если человек покупает определенное количество дней лечения, он живет в номере бесплатно. Проводим для постоянных клиентов корпоративные мероприятия — буквально на днях дорожники проводили регулярную ежевесеннюю краевую спартакиаду.

Если госзаказ уменьшится так, как вы прогнозируете, если в тендерах по-прежнему будет побеждать демпинг, как будете выживать?

Делаем ставку на коммерческих клиентов. Сегодня это наш приоритет. Будем формировать новые пакеты предложений — и медицинские, и для отдыха. Только это направление позволит выжить — не только нам, но и другим игрокам этого рынка.

Досье

Олег Алексеевич Колосов

Родился в 1967 году в Красноярске. Окончил Красноярский медицинский институт, затем поступил в ординатуру по специальности «хирургия» в Минусинске. По распределению, которое тогда еще существовало, был направлен хирургом в Ермаковский район. Получил дополнительную специальность анестезиолога-реаниматолога. Более 16 лет работал хирургом-анестезиологом в Ермаковской ЦРБ. В 2007 году пригласили в санаторий «Красноярское Загорье». С той поры по настоящее время — главный врач и генеральный директор санатория «Красноярское Загорье».

Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск», №11 (252)

Рекомендуем почитать