Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Табакотворчество

Табакотворчество

30.03.2010
7

Депутаты Госдумы решили запретить курение в автомобилях и подъездах жилых домов

Поправки в законодательство — вещь спорная. С одной стороны, их внесение показывает слабость закона и тех, кто его разрабатывал. С другой же — говорит о том, что ничего не вечно и необходимо двигаться вперед, а также открывает стране новые имена законотворцев. Так, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы депутат Николай Герасименко на заседании Общественного совета Москвы озвучил свои соображения по изменению закона «Об ограничении курения табака».

ТабакГерасименко посетовал, что в России не выполняются требования закона об ограничении табакокурения.

— Все эти положения нарушаются на каждом углу, сегодня сигареты доступны всем, их можно купить 24 часа в сутки в любой палатке на автобусной остановке, в том числе, несмотря на запрет, сигареты свободно продают детям, — сказал он. Депутат также отметил, что Россия занимает первое место в мире по курению среди подростков.

Новая редакция законопроекта о запрете табакокурения, которая разрабатывается в Госдуме, предполагает запрет на курение в заведениях общепита, на стадионах, в медучреждениях, в подъездах и на лестничных клетках жилых домов, а также в салоне автомобиля, причем как водителям, так и пассажирам. Проект новой редакции закона будет внесен в Думу до начала лета.

По всем фронтам

Начнем по порядку. Курить россияне должны будут меньше. Но не потому, что сами захотят этого, а потому, что этому поспособствуют предлагаемые ограничения.

Одно из них — запрет на курение в заведениях общественного питания, если те не имеют специальных помещений для курильщиков или изолированных залов. Любопытно, что производители сигарет эту меру поддержали. Как заявила «Газете.ру» управляющая по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Елена Барсукова, в компании считают разумным введение ограничения курения во многих общественных местах, включая рестораны, бары и кафе. Руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев тоже на стороне ограничения — по его мнению, рестораны и кафе больше всего боятся, что закон в принципе запретит всякое курение в этих заведениях, поэтому владельцы предприятий будут сами обеспечивать комфортные условия как для курящих, так и для некурящих людей.

Впрочем, по мнению экспертов, это единственная «вменяемая» инициатива. Так, например, запрет на курение в автомобиле не поддается никакой логике. Хотя у разработчиков поправок свои аргументы — они считают, что сигарета отвлекает водителя от дорожной ситуации, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин называет новые поправки «безумными»: люди все равно отвлекаются на общение с пассажиром, рекламу и т. д.

— Запрещать курить потому, что водитель отвлекается, — это все равно что запрещать блондинкам в коротких юбках выходить на дорогу, они же тоже отвлекают водителей, — заявил он «Газете.ру». Особенно глупо, по мнению Травина, запрещать курить пассажирам. — Это нерациональность, граничащая с мракобесием.

Когда в 2008-м этот вопрос поднимался, в Думе рассудили, что это нарушение личных прав человека, и отклонили поправку. Нет в Правилах дорожного движения ничего про курение, а значит, и штрафовать нельзя. Теперь предлагается внести новшество и в ПДД и автоматически ввести штраф за курение в 300 рублей — такой же, как и за разговоры по мобильному.

Рублем по табаку

Кроме запретительных мер Герасименко предлагает использовать и финансовые инструменты. Он считает, что «сигареты стоят в России постыдно дешево», а значит, нужно увеличить втрое акцизы на табачную продукцию. По мнению депутата, необходимо поднять акциз на табак и табачные изделия до европейского уровня — не менее 70% от стоимости табачных изделий. Рост акцизов на табачные изделия в последние годы был и так наиболее значительным среди всех подакцизных товаров и существенно опережал темпы инфляции. 2010 год не стал исключением, увеличение ставки акцизного налога составило рекордные 41%.

Факт того, что с масштабным подорожанием табачной продукции на рынке увеличится доля «серого» табака, законодатели, видимо, не учитывают.

— Самый свежий пример увеличения доли теневого рынка можно сейчас наблюдать в Украине, где в июне 2009 года акцизы на табак были увеличены в 2,5 раза, а уже спустя четыре месяца объем «серого» рынка в стране многократно вырос: с менее чем 1% до 8% от общего потребления, — рассказал «Газете.ру» директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый.

Впрочем, производители табака при всей критике поправок практически уверены в том, что их не примут. Борьба с курением — это больше личный пиар, нежели настоящая законодательная работа, полагают они.

Комментарии

Валерий Семенов, депутат Законодательного собрания края:

— Я согласен, что с этим злом нужно бороться. В формате запрета курения в подъездах, конечно, да. Эта запретительная мера не вызывает сомнения, ведь подъезд — место общего пользования, а когда бегают дети и тут же сигаретный дым — однозначно это плохо. А что касается автомобиля, то здесь нужно подумать — автомобиль является частной собственностью. Есть данные, что курящие совершают больше дорожно-транспортных происшествий? Иногда курение, наоборот, дает уставшему водителю некий импульс. Поэтому по машинам нет у меня определенного мнения. А вот увеличение акцизов — хороший вариант борьбы с курением. Здесь каждый человек должен задуматься — а хочет ли он тратить семейные, личные деньги на никотин. Ведь если мы решили бороться за здоровье нации, то нужно в первую очередь бороться со вседоступностью этих негативных привычек. Поднялись цены на сигареты — часть той же молодежи, детей отпала.

Галина Круглова, старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД Красноярска:

— Курение, безусловно, является процессом, отвлекающим внимание, оно расслабляет. Если наказание за курение за рулем будет в компетенции ГИБДД, будет приравниваться к разговору по мобильному или непристегнутому ремню, то, думаю, можно будет выработать механизмы. Это, конечно, вызовет массу неудовольствий у курящих водителей, но факт остается фактом — курение от дороги отвлекает, а ситуация на дороге меняется каждую секунду. По отвлечению внимания курение сродни разговору по телефону. Ведь медики не зря советуют не читать при приеме пищи — все должно быть сбалансировано. Не такие уж мы Александры Македонские, чтобы качественно делать несколько вещей одновременно.

Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:

— Я сам против курения, и меня больше раздражает, когда бросают бычки из окна автомобиля. Это проблема. Есть проблема и отвлечения внимания водителя, но меня интересует — как будет фиксироваться нарушение? Запрет на разговоры по мобильному не соблюдается повсеместно. Сейчас будет еще один запрет, который, может быть, и нужный, но не будет соблюдаться. Тогда зачем? Наши власти это не красит. Опять же наряду с запретом курения я бы запретил девушкам красить губы и подводить глаза. По сути, за рулем ничего нельзя делать, кроме как ехать. А семечки некоторые щелкают... Некоторые кушают в дороге или пьют газировку... Вот непонятно, почему одно можно, а другое нельзя.

Николай Чиперев, представитель красноярской оптовой табачной компании:

— Знаете, у нас в отрасли есть такая поговорка — «Нам не страшен серый волк». Относится она как раз к подобным инициативам. Повышение акцизов происходит постоянно, однако глобально на продажах это никак не сказывается. По заказу головной компании мы проводили исследования — изучали спрос спустя день после повышения цены на сигареты и спустя две недели. Так вот, если спустя день покупатели делятся на две категории — которые продолжают покупать любимую марку и опускаются на ценовую категорию ниже, то спустя две недели уже 80% покупают прежние сигареты по новой цене. Люди привыкают. Новое повышение акцизов, конечно, необходимо. Но масштабно с курением бороться это не поможет. Да, школьники, студенты почувствуют на себе новые цены и вполне возможно, что откажутся от курения. Хотя лично мое мнение — они перейдут на более низкую ценовую категорию. Здесь нужно бороться не ценой, а пропагандой здорового образа жизни.

Алексей Лыков, психолог:

— Любой запрет — это всегда раздражение и провокация. Впрочем, опять же нельзя все грубо грести под одну гребенку. Если говорить о нашем случае, то запрет на курение в подъездах вызовет меньшее раздражение у курящего населения, нежели запрет на курение в автомобиле. Все просто — гарантирую, что найдутся те курильщики, которые после запрета поймут — курить в подъезде действительно не стоит, отравлять жизнь соседям не стоит. А вот с автомобилем другая история. Частная собственность — понятие, которое пока еще существует в нашей стране. Аналогично можно было бы запретить курить в квартире под предлогом, что из-за этого может начаться пожар.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №11 (252)

Рекомендуем почитать