Развитие Сибири до 2020 года прописали в специальной программе
Старатели, благодаря которым в 2020 году Сибирь станет райским местом, — правительство России и, конечно, партия «Единая Россия». На все про все потребуется 1,5 трлн рублей — федеральных и частных инвестиций. Стратегия социально-экономического развития (именно так она обозначена в проекте) вобрала в себя не только перечень масштабных региональных проектов, в ней «определены приоритеты социально-экономического развития, обозначены вызовы и угрозы...» Однако показалось, что экономическое (будем честны — сырьевое) развитие для разработчиков гораздо важнее социального, по крайней мере, проектов социальной направленности намного меньше.
Конспект
Подобная стратегия развития Сибири все до того же 2020 года была принята в
Судя по приведенным в документе примерам, в России столько стратегий, что запутаться в них проще простого: транспортная, отдельно железнодорожная, энергетическая, химическая и нефтехимическая... И все до 2020, а то и 2030 года. Это тренд такой — разрабатывать стратегии? Или они реально нужны? Или они реально нужны для того, чтобы содержать отдельный отдел в каком-нибудь министерстве, который разрабатывает никому не нужные стратегии?
Но продолжим о нашей сибирской стратегии. Главной целью, прописанной в документе, является улучшение уровня жизни людей. «Начиная с
— Сибирь — это тот регион, где есть все возможности для создания инновационной экономики, — заявил порталу slon.ru председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров. — Основой для нее должны стать малолюдные, высокотехнологичные, энергоэффективные производства. И именно с Сибири, основываясь на ее возможностях и ресурсах, должно начаться становление новой инновационной России.
Если суммировать все, что планируют сделать, дабы улучшить социально-экономический климат в Сибири, возникает странное впечатление — вроде указано и создание инновационных производств, и развитие инфраструктуры, и доведение до идеала агропромышленного комплекса. Но посмотришь на все не детально, а в комплексе, и перед глазами картинка — нефтяная вышка.
Впрочем, будем справедливы — проект очень конкретен в плане постановки целей и задач. Цели прописаны по территориальному делению (где газ искать, а где нефть, ну и, конечно, улучшить везде качество жизни), задачи — очень конкретному адресату: федеральным, региональным, государственным органам власти, а также органам местного самоуправления и бизнесу. Прописаны в документе в том числе вызовы и угрозы, с которыми мы можем столкнуться в процессе достижения рая: высокая волатильность цен (затрудняет оценить перспективы), суровые природно-климатические условия (приводят к удорожанию жизни на
А чтобы со всеми вызовами справиться, говорится в документе, нужны инвестиции. Эврика!
Территория развития
Обсудить стратегию собирались на самом высоком уровне — специальной межрегиональной партийной конференции «Единой России». Некоторые проекты на секциях рассмотрели, итог подвести не смогли. Займутся этим в Новосибирске уже через пару дней.
В списке, обозначенном в стратегии, 196 проектов. Помимо глобальных строек (БоГЭС, например) есть очень забавные «проекты». Как вам строительство участка дороги в 16 км на трассе Бодайбо — Мама? Или реконструкция 10 км дороги между Томском и аэропортом? Это, конечно, все благие дела, но как-то не укладывается в голове, что такие, грубо говоря, мелочи присутствуют в списке проектов, направленных на развитие Сибири.
Но не будем о мелочах. Проектов нужных и разных действительно много.
— Скажем, производство поликристаллического кремния в Иркутской области соответствует ФЦП развития радиоэлектронной промышленности. То есть в рамках этой программы спрос на кремний будет поддерживаться и за счет средств, выделяемых из бюджета, — рассказал о понравившихся темах slon.ru заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов. — Еще один проект, который я бы хотел выделить, — модернизация Алтайского вагоностроительного завода, здесь мы ориентируемся на то, что страна сможет получить продукцию, у которой сейчас есть только импортные аналоги.
Кстати, к каждому проекту есть сопроводительная записка — на какие деньги он будет воплощаться в жизнь.
Что касается «локомотива» — Красноярского края, — то здесь указаны 27 проектов. Правда, вызывают удивление «реконструкция Красноярской краевой филармонии
Зато приятно, что есть проект строительства метро. Вернее, приятна дата окончания — 2014 год. Да неужели?
Комментарии
Эдхам Акбулатов, председатель правительства Красноярского края:
— Мы рассчитываем, что итогом второго этапа межрегиональной конференции «Единой России» будет включение в программу социально-экономического развития Сибири на
Валерий Семенов, депутат Законодательного собрания края:
— Приятно, что проекты, которые рассматривались в Красноярске, ложатся в основу этой стратегии. А вообще без программы развития сегодня не может существовать ни одна территория. Хаотичное развитие — не дело. Важна систематизация всего того, что связано с экономикой, социальной сферой, бизнесом. Стратегия — это материал, который вобрал в себя все сферы жизни в плане социально-экономического развития. Документ, безусловно, нужен, и чем быстрее он будет рассмотрен — не как концепция, а как список конкретных шагов для развития Сибири, — тем быстрее появится положительный эффект. Ведь в этом будут участвовать и федеральные, и региональные власти, и бизнес. Нужно как можно скорее двигаться к принятию документа, и, самое главное, не просто принять, а начать реализовывать.
Виктор Зубарев, депутат Государственной Думы России от Красноярского края:
— Стратегия — важный документ. Он продолжает то, о чем мы говорили на конференции в Красноярске. Ведь рассмотренные на ней проекты нашли поддержку. На базе этих конкретных проектов —
Александр Прядин, сотрудник Инновационного центра Томска:
— Сама идея разработки и реализации стратегии развития федерального округа очень хороша. В комплексе ставятся цели и задачи, в комплексе ищутся пути их решения. В этом может быть несколько минусов: главная задача при реализации стратегии — повышение уровня жизни сибиряков. Но ведь в каждом регионе сейчас уровень жизни свой, отличный от соседского. И как будут понимать — достигнута цель или нет? Насколько я ознакомился со стратегией, там не прописаны конкретные цифры. Да это и невозможно. Заработную плату, которая бы устроила всех жителей Сибири, как определить? Минимальный уровень безработицы? И таких вопросов можно задать очень много. Есть непонимание еще и того, как реализация некоторых проектов повысит уровень жизни. На мой взгляд, процентов 60 из перечисленных проектов — амбиции регионов и желание залатать дыры за федеральные или частные деньги. Есть и вовсе непонятные вещи — да, дорога до аэропорта в Томске очень плохая, но как ее реконструкция может стать проектом, в голове не укладывается. Это ведь должна быть обычная работа властей, а они превращают ее в грандиозные проекты.
Константин Рыбников, «Вечерний Красноярск», №13 (254)