Известный красноярский художник Виктор Сачивко в этом сезоне особенно продуктивен. Осенью на Красноярской международной музейной биеннале его проект «Во сне» стал одним из лауреатов. Совсем недавно в галерее «Секач» состоялась персональная выставка Сачивко «Ослику нравится». И вот — новый проект, размышления художника на тему афганской войны «А-капелла», представленный в Красноярском музейном центре.
Живой эффект
Впрочем, несмотря на разные темы, проекты нынешнего сезона у Виктора Сачивко в чем-то перекликаются, хотя ни в коей мере не повторяют друг друга. Прежде всего, наверное, всем им присуща некая камерность и сакральность. Параллели и в использовании флуоресцентных материалов. Но если в инсталляции «Во сне» эта идея казалась поэтической метафорой, то в «А-капелле» она лишь как один из вспомогательных компонентов. В центре новой композиции художника — продолговатый коридор с бетонными стенами. Стены расписаны флуоресцентными фресками на сюжеты азиатских войн. Звуковые эффекты в этом замкнутом пространстве — пулеметные очереди, крики испуганных женщин — все это создает ощущение подлинного присутствия в месте боевых действий, животного ужаса войны. Дополняет впечатление грубая галька, которой выложен пол в зале (для входа в него музейщики даже предлагают специальную мягкую обувь). А мерцающие краски, которые словно окутывают каждого из попадающих в этот зал-ущелье, напоминают одновременно и звездное небо, и отблески взрывов, и фрески храма.
При всей своей многослойности композиция не утомляет изобилием смыслов и метафор, они работают на целостное восприятие — и визуальное, и слуховое, и тактильное, и кинестетическое. И это впечатление не покидает еще долго после посещения выставки.
Тема не закрыта
Помимо основной инсталляции в «А-капелле» также представлены эскизы, созданные художником в процессе работы. А сам проект — логическое продолжение почти двадцатилетнего исследования Красноярским музейным центром темы «неизвестных войн» и порожденного ими социального невроза. В 1991 году в одном из музейных залов открылась выставка «Боль моя — Афганистан». В ней были представлены личные вещи, документы, фотографии и награды красноярцев, не вернувшихся с афганской войны. Появление новой горячей точки — Чечни — продолжило эту печальную тему, и в 1995 году в музее появилась экспозиция «Затяжной прыжок». Спустя некоторое время обе они слились в единый выставочный проект под названием «Дневники войны».
Пополняется он до сих пор. Как было отмечено на открытии «А-капеллы», фотографии еще не всех погибших в азиатских войнах красноярцев присутствуют в экспозиции, что необходимо исправить. Дабы сохранить память о каждом, несмотря на все большую отдаленность тех событий от современников.
«А-капелла», в отличие от «Дневников войны», проект не документальный, а художественный, это полноценное произведение искусства. Но тем он и особенно интересен — как возможность проникновения в столь непростую и болевую тему с помощью выразительных средств современного искусства.
Апрельские вернисажи
Военную тему в красноярских выставочных залах вскоре продолжат экспозиции, посвященные 9 Мая. Один из самых масштабных художественных проектов к 65-летию Победы представит «Арт-галерея Романовых». В конце апреля в этой частной художественной галерее состоится не только выставка работ на тему войны, но и презентация уникального альбома, выпущенного по инициативе галеристов. В издание войдут материалы, посвященные красноярским художникам, прошедшим войну. А также работы современных сибирских художников на военную тему.
В настоящее время в арт-галерее демонстрируется выставка «Степной ветер Хакасии» - персональная экспозиция живописи абаканского художника Александра Кобыльцова. На его полотнах - хакасские пейзажи, созданные мастером за последние полтора года. Как рассказал на открытии выставки сам художник, он каждую неделю выезжает на этюды в окрестности Абакана вместе со своими коллегами, педагогами местной детской художественной школы. Выставка в Красноярске - результат этого круглогодичного пленэра. Заметно, что особую слабость Кобыльцов питает к изображению озер.
А в красноярском Доме художника 15 апреля откроется персональная выставка Сергея Ануфриева, посвященная его 50-летию. В Красноярске Ануфриев известен больше как керамист, но в экспозиции можно будет увидеть разные грани его творчества за последние годы.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск», №14 (255)