Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Движение с остановками

Движение с остановками

19.04.2010
0

Богучанская ГЭС может пополнить краевой список долгостроя

Пуск станции, намеченный на декабрь 2010 года, скорее всего, не состоится. Либо ее начнут вводить поэтапно. Вместе с тем уже на этой неделе губернатору края должны представить концепцию второго этапа освоения Нижнего Приангарья. Жизнь продолжается.

Тормозной путь

Богучанская ГЭСКак рассказал журналистам министр экономики и регионального развития края Сергей Верещагин, год, потраченный на выяснение отношений между частными инвесторами — компаниями «РУСАЛ» и «РусГидро», — стал причиной возможного срыва сроков. Инвесторы спорят до сих пор.

— Теперь надо решить, кто возьмет на себя смелость сказать об этом президенту, — ирония в голосе министра не казалась веселой. — Мы предлагали им подписать друг с другом дополнительное соглашение — не получилось.

По словам Сергея Верещагина, в настоящее время активно обсуждается порядок пуска станции. Возможно, в этом году будет введен в эксплуатацию только один агрегат. А может быть, вообще пускать станцию в декабре нецелесообразно из-за недостаточного уровня воды. Сейчас правильные ответы на эти вопросы ищут технические специалисты. Вероятно, на этой неделе состоится очередное совещание штаба под эгидой федерального Минэнерго — там все и решится.

Недавнее совместное заседание комитетов ЗС по экономической политике и экологии («ВК» от 24.03.2010, «Государственный карман») показало: проблема частно-государственного партнерства — не единственная помеха на пути освоения Нижнего Приангарья. По мнению экспертов Счетной палаты края, есть еще проблема контроля за использованием бюджетных средств. Однако Сергей Верещагин с этим категорически не согласился.

— На каждый пункт претензий мы написали свои заключения, предложения, варианты, как мы их будем снимать, — пояснил он. — Мы сформировали отдел финансового контроля в министерстве — он занимается конкретно этим проектом. Наконец, по проекту издано распоряжение правительства РФ — какие мы должны еще внутренние документы принимать? Я не понимаю. В общем, у нас есть своя позиция, и мы ее будем отстаивать.

Что касается других проектов, поддержанных за счет средств инвестфонда, здесь министр признал: система контроля отлажена не до конца. Но она отлаживается.

— В целом я не считаю, что деньги уходят куда-то «налево», — резюмировал Верещагин.

Идем дальше

Проблемы взаимоотношений крупных инвесторов и претензии Счетной палаты не означают, что проект освоения Нижнего Приангарья в целом буксует. С этого года крупнейшим плательщиком в краевой бюджет становится Ванкор. В 2010 году компания намерена добыть 12 млн тонн нефти. Не назвав точной суммы планируемых налоговых поступлений, Сергей Верещагин несколько раз подчеркнул, что речь идет о «миллиардных платежах».

— Изначально суммы были не такие внушительные, — сказал министр. — Но нам удалось договориться с руководством компании о том, что центр прибыли будет формироваться в крае.

Некоторые эксперты высказывали сомнения по поводу перспективности Ванкорского проекта. Из уст главы Роснефти Сергея Богданчикова прозвучала такая информация: себестоимость ванкорской нефти — 80 долларов за баррель, тогда как в других регионах она не выше 30-40 долларов. По оценке депутата Госдумы Валерия Зубова, порог рентабельности Ванкора — 77 долларов за баррель, дальнейший рост стоимости добычи сулит только убытки. Пресс-служба компании «Роснефть» наш официальный запрос по этому поводу оставила без внимания. Министр экономики пояснил:

— Информация коммерческая, компания вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Себестоимость нефти на Ванкоре сегодня и не может быть низкой: на нее ложатся все капитальные затраты. Проект с вложениями под 300 млрд рублей не может окупиться быстро. Но себестоимость не догма: предприятие выйдет на плановый режим — себестоимость снизится.

На этой неделе губернатору должны представить концепцию второго этапа программы. Она будет состоять из двух основных блоков. Первый включает в себя разработку Юрубчено-Тохомского месторождения (ЮТМ) и строительство нефтепровода от ЮТМ до Тайшета. Нефть здесь по качеству выше, чем добываемая на других российских месторождениях. Цифры себестоимости нам получить не удалось: в Восточно-Сибирской нефтегазовой компании также сослались на коммерческий характер информации.

Второй блок связан с западными районами Нижнего Приангарья: Мотыгинским, Енисейским и Северо-Енисейским. Проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры, здесь много, но их реализация тормозится нехваткой электроэнергии. Поэтому первоочередная задача — строительство Мотыгинской ГЭС, сетей электропередачи и автомобильных дорог.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск», №14 (255)

Рекомендуем почитать