Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Смотря как посчитать

Смотря как посчитать

27.04.2010
0

Антимонопольщики предложили свою схему расчета цен на бензин

Выведенная Федеральной антимонопольной службой (ФАС) формула расчета цен на бензин наделала много шума. Цена автомобильного топлива в России, судя по расчетам, завышена на 15-20 %. Разницу между полученной и фактической ценой, возможно, производителям придется убрать. Правда, для этого разработанную формулу ФАС необходимо будет оформить в специальный закон.

Почва для снижения

Смотря как посчитатьНе проходит и месяца, чтобы Федеральная антимонопольная служба не заявляла о завышенных ценах на бензин. Заводятся административные дела, которые по несколько месяцев, а то и больше года рассматриваются в ФАС. Даже если антимонопольщикам удается доказать, что цены действительно несправедливы, бизнесмены отделываются штрафами и продолжают лить в баки дорогое топливо.

На прошедшей неделе ФАС в очередной раз попрекнула нефтяников высокими ценами на бензин, но уже с законодательным прицелом на решение проблемы.

— Сейчас цены — и мы можем доказать это с помощью наших аналитиков — на 15-20 % выше тех, которые должны были бы быть и в опте, и в рознице, — заявил глава ведомства Игорь Артемьев в ходе правительственного часа в Совете Федерации.

Руководитель ФАС также рассказал о парадоксе, который давно вызывает массу вопросов. Он обратил внимание сенаторов на то, что российский рынок реагирует на изменение мировой конъюнктуры односторонне — то есть когда повышаются мировые цены, в России цены тоже растут, а вот когда по миру наблюдается снижение, на российском рынке его почему-то нет.

Вопросы также вызывает и сезонное повышение спроса на бензин. Топливный рынок реагирует на перемену погоды особенно чутко. В этом смысле показателен столичный пример — по данным Московской топливной ассоциации, в начале текущей недели на московских АЗС литр АИ-92 стоил 22,41 рубля, АИ-95 — 24,23 рубля. При этом цена АИ-92 поднялась по сравнению с предыдущей неделей на 30 копеек, АИ-95 — на 28 копеек. За неделю цены выросли больше, чем с декабря, когда они составляли 22,31 и 24,09 рубля соответственно.

Причину парадоксов специалисты ФАС видят в монопольном положении отдельных компаний в регионах. На прошлой неделе представители ведомства сообщали, что более чем в 50 субъектах доля нефтяных вертикально интегрированных компаний на розничном рынке превышает 35 %, а в каждом третьем составляет 50-60 %. По данным ФАС, Роснефть доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ — в 11, Сургутнефтегаз занимает доминирующее положение в четырех регионах, и по три субъекта РФ приходятся на «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Топливные рынки еще 20 областей фактически контролируются независимыми игроками.

Цена по форме №?

Чтобы решить эту проблему, антимонопольная служба предлагает ограничить присутствие компаний в регионах 35 % рынка.

— Если вертикально интегрированная компания в границах любой области имеет долю больше 35 %, то земельные участки для строительства бензоколонок такой компании не выделять, а выделять другим компаниям, — пояснил Игорь Артемьев.

Однако эксперты не считают эту меру способной снизить цены на топливо. Даже если компаний в регионах станет много и разных, снижать стоимость никто не захочет.

— Цены на топливном рынке России формируются олигопольно, — говорит аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин. — Фактически можно сказать, что существует неявный сговор, то есть компании между собой не договариваются, но удерживают планку цен на высоком уровне, так как это в их интересах.

Другое предложение ФАС эксперты, напротив, называют чрезвычайно действенным. Сейчас в правительстве рассматривают специальную формулу расчета цены топлива, разработанную антимонопольным ведомством. Она должна помочь рассчитать справедливую стоимость бензина в России, исходя из уровня мировых цен на нефть и стоимости переработки.

Однако и здесь, кроме непринятия нефтяников, есть проблема. Формул расчета стоимости топлива несколько. Есть версия ФАС, версия Минэнерго и версия самих нефтяников. Различаются они диапазоном колебания розничных цен на бензин в стране. Бизнесмены настаивают на диапазоне в пределах 20 % — по их подсчетам, 10 % приходится на транспортные расходы и еще 10 % — на особенности региона, такие как баланс спроса и предложения.

В версии ФАС потенциальный люфт цен составляет не более 1-2 %. При таком люфте цены и должны снизиться максимум на 20 % от нынешних показателей.

Логично, что нефтяники настаивают на том, что формула ФАС слишком жесткая. По сообщению сайта gazeta.ru, компания «ЛУКОЙЛ» провела расчеты для шести ключевых российских НПЗ, принадлежащих разным компаниям и находящихся в разных регионах, и сделала свои выводы.

— Положительную рентабельность, да и то лишь на уровне 0,6 %, при работе по версии ФАС демонстрирует только Киришский завод Сургутнефтегаза, — рассказали в ЛУКОЙЛе. — Наш Нижегородский НПЗ при формуле антимонопольщиков показывает нулевую рентабельность, остальные уходят в минус.

Пойдет ли правительство страны на популярные для населения, но очень невыгодные для нефтяников (по их утверждению) меры, не ясно. Если нефтяные компании сумеют доказать властям то, о чем заявил ЛУКОЙЛ, то, скорее всего, от формулы ФАС придется отказаться, считают эксперты.

Комментарии:

Роман Гольдман, генеральный директор компании «Сангилен+»:

— Я думаю, если правительство все-таки утвердит новую формулу ФАС, нефтяники все равно что-нибудь придумают. Поведение антимонопольщиков я рассматриваю как самопиар. Ведь не нужно забывать, что продажи нефтепродуктов — подакцизный товар, с которого наживается в том числе и государство. «Вот какие плохие нефтяники!» — на эти мнения ФАС не стоит обращать большого внимания. У нас на самом деле не самая высокая цена на топливо, за границей бензин стоит гораздо дороже. Я считаю, что все потуги ФАС не имеют смысла — ведь антимонопольное ведомство создавалось для простых людей, а от этой новой формулы жизнь лучше точно не станет. Другое дело, что у нас в крае антимонопольщики периодически возбуждают дела о завышении цен на топливо. Когда заправщики в один день повышают цену, то тут, конечно, присутствует сговор.

Василий Моргун, депутат ЗС края, директор Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации:

— Государство имеет большие акцизы с продажи бензина, и думаю, что правительству невыгодна новая схема ФАС. Кроме того, соглашусь с нефтяниками, которые говорят о популизме действий антимонопольной службы. Вот, к примеру, у нас величина акцизов на бензин больше, чем в США. В этом смысле снизить цену легко — за счет уменьшения акцизов. Вопрос — произойдет ли реальное уменьшение цены? Меня в этой теме интересует другое — когда ведутся разговоры о стоимости топлива, почему-то никто не говорит о его качестве. И о соотношении качества и цены. Вот как раз качеством бензина сейчас никто не занимается. Приемочные испытания ведутся периодически, это мы видим по количеству договоров. Системы надзора нет, поскольку проверки сократились до одной в три года. Ну а по тем результатам, которые мы видим у себя на испытаниях, вопросов очень много. Это касается и октанового числа, и содержания серы, и других показателей. Кроме того, мне не известно, есть ли у нас бензины качества Euro 3 и Euro 4 и бензины, которые соответствуют октану 95 без присадок. Расчет стоимости бензина может быть очень прост. Если топливо соответствует по качеству тому, какое указано в техническом регламенте, то нужно взять среднемировую цену в качестве опорной цены. Но поскольку у нас нет достойной категории Euro, чья цена берется за основу, то необходимо сделать, кроме 20 %, еще одну корректировку в сторону снижения стоимости.

Артем Потехин, главный редактор сайта 24auto.ru:

— Предложение антимонопольщиков сейчас активно обсуждается в среде автолюбителей. Больше их заинтересовала даже не новая схема расчета стоимости топлива, а заявления главы ФАС о том, что справедливые цены на бензин появятся только в 2015 году. Если обобщить мнения посетителей сайта, то, конечно, никто особо не верит в такой прогноз. Посетители даже в шутку предположили, что господин Артемьев ошибся и нужно читать не 2015, а 3015. Мое субъективное мнение по этому поводу от мнения посетителей не отличается. Слабо верится в то, что у нас изменится цена на топливо в сторону уменьшения в ближайшее время. Эти же сомнения есть и у большинства наших экспертов. Уже к лету этого года они прогнозируют значительный рост стоимости бензина. Связывают это с сезонным фактором, а также с удорожанием нефтепродуктов на оптовом рынке и возможным дефицитом топлива на российском рынке.

Анатолий Костин, директор автотранспортного предприятия «Автоспецбаза»:

— Проблема в том, что мало кто знает всю кухню — из чего складывается цена на бензин. Именно поэтому судить, сколько он должен стоить, достаточно сложно. ФАС предложила минус 20 %, а может быть, топливо должно стоить на 50 % дешевле, кто знает? Конечно, для нашего предприятия выгодно дешевое топливо. Чем меньше денег мы тратим на него, тем дешевле наши услуги. Если комментировать нынешние цены с позиции руководителя, считаю, что все относительно. Есть такая поговорка: один волос на лысой голове — это очень мало, а один волос в тарелке супа — очень много. Однако лично мое мнение как водителя, как жителя страны — бензин должен быть дешевый в стране, которая добывает такие большие объемы нефти.

Константин Рыбников, «Вечерний Красноярск», №15 (256)

Рекомендуем почитать