В Красноярске могут появиться саморегулируемые организации автоперевозчиков
Некоммерческое партнерство крупных автопредприятий и индивидуальных перевозчиков — идеальная ситуация для города. С властей снимается бремя надзора непосредственно за деятельностью игроков, и остается только контроль за результатами этой деятельности, с членов СРО — бюрократическая нагрузка. Именно к этому сейчас стремятся строители, именно этого хотят некоторые представители власти и перевозчиков. Проблема только в слове «некоторые».
Для того чтобы обсудить создание в Красноярске СРО перевозчиков, в наш город приехали представители Российского автотранспортного союза. Говорили долго, рассказывали об уже имеющемся опыте: перевозчики Смоленской и Орловской областей уже объединились, на очереди — Калининград, Ростов, Республика Марий Эл. Создать партнерство честных и порядочных перевозчиков, повлиять на безопасность перевозок — это, по словам руководителей союза, главная цель создания СРО. Причем региональные организации — лишь первый этап, второй — единая общероссийская.
Эту идею поддерживают в департаменте транспорта администрации Красноярска.
— Во всех регионах должен быть обеспечен единый подход к организации перевозочного процесса, — заявили в департаменте. — Нормативно-правовая база должна содержать правила и стандарты транспортных услуг, общие для всех участников процесса перевозок. Создание саморегулируемых организаций даст необходимые инструменты для улучшения безопасности пассажирских, грузовых перевозок, качества автотранспортного обслуживания и поднятия имиджа отрасли.
А вот красноярские перевозчики на идею создания СРО отреагировали по-разному. Некоторые об этом и не слышали вовсе, хотя должность заместителя председателя Красноярской ассоциации перевозчиков или, например, владение четырьмя крупными маршрутами по логике обязывает владеть информацией. Правда, и те, кто владеет, от инициативы не в восторге.
— Насколько знаю, есть федеральный закон по СРО, где определен перечень видов деятельности. Так вот, такой вид деятельности, как пассажирские перевозки, туда не попадает. Соответственно, не могу понять смысла создания СРО — ведь лицензирование наверняка останется, — говорит Дмитрий Багаев, владелец маршрута № 89.
Смущает Багаева и тот факт, что по федеральному закону СРО подразумевает немалые вступительные взносы.
— Там разные взносы — от 30 до 300 тысяч, в зависимости от вида деятельности, — говорит перевозчик. — Тем более под это все должен быть создан аналог управляющей компании. Структура очень большая, но она предусмотрена федеральным законодательством. Может, наше СРО — это лишь повод собрать деньги? Плюсов пока не видно, а вот громких слов — достаточно.
Не видят необходимости создания СРО и представители ГИБДД.
— Уже есть подобная организация — Красноярская ассоциация перевозчиков, которую возглавляет господин Омышев, — они очень активно работают, отстаивают свои интересы на уровне общественности и исполнительной власти, — рассуждает руководитель пресс-службы ГИБДД Красноярского края Евгений Арнаутов. — Поэтому я считаю, что в создании дополнительного института — такого, как СРО, — нет особой необходимости. А в части воздействия — что изменит появление СРО — скажу, что на уменьшение количества нарушений водителями автобусов, мне кажется, это никак не повлияет. Цели и задачи создания СРО, на мой взгляд, лоббирование своих интересов.
Любопытно, что упомянутый Арнаутовым Михаил Омышев не видит СРО перевозчиков делом ближайшего будущего.
— Перспектива есть, но на сегодня рынок перевозок не имеет разработанных норм, правил и регламентов, которые необходимы на момент регистрации в Минэкономразвития, — делится мнением председатель Красноярской ассоциации перевозчиков. — Мы можем все это прописать сами, взять на себя обязательства. Но при этом мы должны иметь полную уверенность в адекватном отношении к этому государства и региональных властей.
А такого адекватного отношения со стороны властей, по мнению Омышева, нет, поэтому брать на себя обязанности местные перевозчики не собираются. По крайней мере, в ближайшее время.
Константин Рыбников, «Вечерний Красноярск», №16 (257)